Десятидневное меню для школы с технологическими картами
нормы и требования по СанПин, кто составляет, примеры на месяц

Требования и нормы СанПиН
Организация питания школьников производится с учетом правил санитарно-гигиенических документов, установленных на законодательном уровне.Старые стандарты
До 1 января 2020 г. действовали нормы СанПиН 2.4.5.2409-08, утвержденные 23.07.2008 г. Их срок действия распространялся до 2023 г. Однако быстрое развитие общества привело к тому, что эти нормы устарели: появились новые продукты, были дополнены и изменены рекомендации ВОЗ.В марте 2019 г. появилась новая редакция санитарных норм. Она вступила в силу с начала следующего года и действует до его окончания.
Последние изменения
С 01.01.2021 г. в России начинают действовать нормативы, утвержденные СанПиН 2.3/2.4.3590-20. Глава 8 документа регламентирует правила организации питания учащихся. Новый документ включает дополнения к списку запрещенных продуктов, уточнения ранее существовавших требований.Принципы питания
Питание учащихся организуют с учетом особенностей их организма: быстрого роста, подвижности, усиленного обмена веществ, повышенных умственных нагрузокОсновные правила организации рациона:
- Пища должна соответствовать возрастным нормам. Количество основных веществ указано в приложении 10 СанПин 2.3/2.4.3590-20.
- При составлении рациона учитывают социальные, климатические, территориальные и другие особенности. Новые нормативы учитывают возможность замены блюд. Дефицит веществ компенсируется применением разрешенных биологически активных веществ и витаминов.
- Для учащихся, нуждающихся в диетическом питании согласно указаниям лечащего врача, составляется особое меню.
- Нужно исключить из рациона детей продукты, запрещенные к употреблению.
Для учреждений профессионального образования
Питание подростков осуществляется по тем же принципам. Дополнительно учитывают усиленный рост и половое созревание:- включают в рацион молоко и продукты из него, т.к. это источник кальция, необходимого для роста костей;
- также обязательно наличие в подростковом меню мяса и рыбы как материалов для роста мышц;
- важно увеличить на 10% калорийность блюд для занимающихся в спортивных секциях и других категорий учащихся с повышенной физической нагрузкой;
- необходимо сократить количество сахара, сладкой сдобы для предотвращения угревой сыпи.
Для общеобразовательных учреждений
Организация рациона школьников требует соблюдения следующих правил:- Необходимо включать в меню белковую пищу: мясные продукты, творог, молоко, яйца.
- В рационе учащихся 30% жиров должны иметь растительное происхождение.
- В состав пищи включаются пищевые волокна. Их должно быть не менее 10-20 г в сутки. Это сухофрукты, цельнозерновой хлеб, рис, мука, бобовые, овощи.
- Еда должна быть многообразной, насыщенной витаминами и микроэлементами, сбалансированной по составу. Нельзя одни и те же блюда давать несколько дней подряд.
- Для детей, посещающих группу продленного дня, организовывают 2-4-разовое питание.
- В тех районах, где недостает какого-либо вещества, пищу школьников обогащают путем дополнительного введения нутриентов.
- Для приготовления блюд детского питания используют только йодированную соль.
Обед в школе.
Для кадетских корпусов и интернатов
Необходимая норма ежедневного употребления пищи детьми, потерявшими родителей и находящимися в домах-интернатах, увеличивается, т.к. они пребывают в учебно-воспитательных учреждениях круглосуточно.В новом документе представлена таблица потребности в продуктах питания для детей, находящихся в домах-интернатах. Для тех, кто живет вне дома, нужно организовать 5-6-разовое питание.
В усиленном питании нуждаются учащиеся, подвергающиеся повышенной физической нагрузке. В связи с этим нормативами СанПиН 2.3/2.4.3590-20 предусмотрены отдельные нормы для кадетских корпусов.
Обеспечение контроля и безопасности
Школы и другие образовательные учреждения несут ответственность за организацию и качество питания учащихся: следят за соблюдением норм законодательства, сроками годности продуктов.Учреждения должны регулярно контролировать качество пищи. Перечень и периодичность исследований безопасности блюд указана в приложении к методическим рекомендациям МР 2.4.0179-20. Бланк для оформления результатов испытаний предлагается в нормах СанПиН 2.3/2.4.3590-20.
Формирование меню
Приготовление пищи для учащихся производится в соответствии с меню. Его разрабатывают не менее чем на 2 недели. Образец приведен в новых санитарно-гигиенических нормативах. Только в палаточных лагерях школьников разрешается разрабатывать меню на 1 неделю.При формировании состава блюд нужно учитывать необходимую калорийность и содержание БЖУ, указанные в СанПиН 2.3/2.4.3590-20. Завтрак должен составлять 25%, а обед - 35% суточной потребности.
Допускается замена блюд на равноценные по составу элементов и калорийности в соответствии с таблицей, указанной в приложении к новому документу.
Меню составляется на две недели.
Кто отвечает за составление
Меню утверждается руководителем организации, обучающей детей. Если к обеспечению питания привлекается стороннее предприятие, документ подписывает глава этой организации после согласования с директором образовательного учреждения.Индивидуальные предприниматели, поставляющие пищевую продукцию для учащихся, тоже составляют меню в соответствии с требованиями руководства учебной организации.
Технология приготовления
В ТР 2.4.0179-20 приводится примерный расчет оснащения кухни учебного учреждения.Готовые блюда и продукты для их приготовления должны храниться в холодильнике отдельно друг от друга. Для контроля за температурным режимом внутрь агрегата встраивают термометр. Мясо, рыбу и овощи располагают на нижних полках, а готовую еду - на верхних.
Для реализации принципов здорового питания идеальной является установка пароконвекционного автомата, в котором возможно одновременное приготовление основных блюд на всех учащихся.
Технология приготовления блюд должна использовать щадящие методы (запекание, паровую обработку, тушение, припускание). Для этого кухню оборудуют электрической духовкой и сковородой.
Приготовленную пищу разрешается употреблять в течение 2 часов. Подогрев ранее сделанных блюд не допускается.
Витаминный состав блюд
Для обеспечения блюд витаминами в новом документе рекомендуют максимально использовать фрукты и овощи. В районах, неблагополучных по наличию полезных веществ, используют продукты промышленного производства, обогащенные микронутриентами. Вводить в пищу детей аптечные препараты, содержащие витамины, нельзя.Потребность в калориях и БЖУ
Идеальное соотношение белков, жиров и углеводов в блюде составляет 1:1:4 соответственно. Калорийность блюд школьников в зависимости от возраста должна быть 2370-2520 ккал в сутки (приложение 10 СанПиН 2.3/2.4.3590-20). Содержание белков в пище должно находиться в пределах 77-92 мг/сут, причем не менее 60% из них - животного происхождения.Допускается снижение или увеличение калорийности блюд не более чем на 5% при условии, что общая питательная ценность блюд, предлагаемых в течение недели, будет сохранена.
Питьевой режим школьников
В школах установлены следующие требования к обеспечению учащихся питьевой водой:- Питьевой режим производят согласно СанПиН 2.1.4.1074-01.
- Для выполнения условий по обеспечению учащихся водой устанавливают кулеры либо выдают школьникам воду в бутылках промышленного изготовления.
- Допускается использовать кипяченую воду. Ее меняют каждые 3 часа.
- Кулеры снабжают одноразовыми стаканами и емкостью для сбора отработанной посуды.
- Вода в бутылках промышленного изготовления должна обладать сертификатами, подтверждающими ее качество.
- Кулеры устанавливают в местах, не освещенных прямыми солнечными лучами. Охладители нужно регулярно мыть - не реже 1 раза в неделю, а каждые 3 месяца - дезинфицировать.
- При проведении массовых мероприятий длительностью более 2 часов каждый учащийся дополнительно обеспечивается бутилированной питьевой водой в количестве не менее 1,5 л в день.
Детям рекомендовано выпивать 1,5 л воды в день.
Замена белковых и углеводных продуктов
Замену продуктов нужно производить так, чтобы сохранить энергетическую ценность блюд: калорийность, содержание белков, жиров и углеводов.В новых санитарно-гигиенических нормах усовершенствована таблица замены: рекомендовано, какие из продуктов и в каком количестве содержат одинаковое количество белков, жиров и углеводов. Например, 100 г говядины соответствует 97 г баранины или 104 г оленины.
Запрещенные продукты
В новом документе в питании детей по-прежнему запрещены сырокопченые колбасы, уксус и маринованные овощи, пирожные с кремом. Все так же не разрешены грибы, острые соусы: кетчуп, майонез, горчица. В пище детей запрещено употреблять макароны по-флотски, яичницу-глазунью, блинчики с мясом и творогом, жевательную резинку и леденцы.В новые нормативы включены некоторые уточнения: например, печень, язык и сердце допускается применять только говяжьи, нельзя использовать не только уксус, но и маринованные овощи и фрукты и др.
В дополнение к ранее существовавшему перечню запрещенных продуктов новый СанПиН 2.3/2.4.3590-20 включает:
- картофельные и кукурузные чипсы и снеки;
- масло растительное пальмовое, рапсовое, кокосовое, хлопковое;
- творожные сырки;
- молоко ниже 2,5% и выше 3,5% жирности;
- творог более 9% жирности;
- изделия из рубленого мяса и рыбы, салаты, блины и оладьи, приготовленные в походных условиях.
Чипсы запрещены новыми СанПиН.
Примерное меню на две недели при одноразовом питании
Одноразовое питание допускается, если учащиеся находятся в учреждении образования не более 6 часов. Это может быть плотный завтрак (1 смена) или обед (2 смена).1 неделя | 2 неделя | |
---|---|---|
Понедельник | Молочная гречневая каша, бутерброд с маслом и сыром, чай | Творожная запеканка, яйцо, напиток из шиповника |
Вторник | Плов с сухофруктами, батон, масло, какао | Молочная лапша, бутерброд с сыром, кофе-суррогат |
Среда | Сырники со сметаной, яйцо, какао | Пшенная каша, сосиска, чай |
Четверг | Омлет, булка с маслом, чай | Каша геркулесовая молочная, бутерброд с маслом и сыром |
Пятница | Каша рисовая с изюмом, какао, хлеб с маслом | Ленивые вареники с маслом и сметаной, кофе-суррогат |
Дополнительно у учащихся на столе находится хлеб.
Меню на 14 дней при 2- и 4-разовом питании
Если учащиеся находятся в учреждении образования более 6 часов, им предлагают завтрак и обед (1 смена) либо обед и полдник (2 смена).Примерное меню на 2 недели для тех, кто 2 раза питается в школе:
День недели | 1 неделя | 2 неделя | ||
Завтрак | Обед | Завтрак | Обед | |
Понедельник | Каша геркулесовая молочная, яйцо, хлеб с маслом, чай | Суп рассольник, тефтели, картофельное пюре, салат из капусты и моркови, компот из сухофруктов | Морковно-творожная запеканка, манная каша, чай | Суп рассольник, рис, тефтели, овощное ассорти, сок ягодный |
Вторник | Сырники, манная каша, чай | Суп свекольник, макароны, паровая котлета, салат из моркови и яблок, сок | Макароны с сыром, яйцо, какао | Куриный суп с вермишелью, картофельное пюре, мясные фрикадельки, огурец, яблочный компот |
Среда | Омлет, бутерброд с маслом и сыром, какао | Куриная лапша, тушенная капуста с мясом, кисель клюквенный | Каша пшенная молочная, йогурт, вафля | Салат из помидоров, овощной суп с говядиной и сметаной, гуляш с рисом, компот из сухофруктов |
Четверг | Ленивые вареники, жидкая геркулесовая каша, чай | Винегрет, суп с фрикадельками, сосиски, гречневая каша, компот из мандаринов | Омлет, бутерброд с маслом и сыром, кофе-суррогат | Морковный салат, рисовый суп с говядиной, кнели куриные, картофельное пюре, помидор, ягодный компот |
Пятница | Молочная рисовая каша с изюмом, яйцо, кофе-суррогат | Борщ, картофельное пюре, рыбные паровые тефтели, салат из кукурузы и китайской капусты, сок морковно-апельсиновый | Каша овсяная, сырник, чай | Салат из свеклы и зеленого горошка, щи из свежей капусты, котлеты припущенные, макароны, кисель плодово-ягодный |
При 4-разовом питании к завтраку и обеду добавляется полдник и ужин:
День недели | 1 неделя | 2 неделя | ||
Полдник | Ужин | Полдник | Ужин | |
Понедельник | Кефир, булочка, яблоко | Картофельная запеканка | Сок, булочка, яблоко | Рыба, припущенная в сметане, пюре картофельное, кисель |
Вторник | Молоко, вафли | Рыбные котлеты с творогом, рис, кисель | Ватрушка, молоко, банан | Мясные фрикадельки, овощное рагу |
Среда | Банан, зефир | Тушеная капуста, сосиски, чай | Кефир, оладьи с яблоками | Плов, чай, вафля |
Четверг | Какао, булочка, яблоко | Овощная запеканка, яйцо, чай | Какао, печенье, ягоды | Зразы с луком и яйцом, макароны, сок |
Пятница | Вафли, йогурт, банан | Рыбные тефтели, картофельное пюре, огурец, сок | Йогурт, вафли, зефир | Тушенная капуста с мясом, чай |
Скачать полное меню на неделю
В документе 62 страницы школьного меню на 12 дней. Прописаны блюда, их белки, жиры, углеводы, витамины и минералы. Меню распределено на категории: для учеников 1-4 классов, 5-11 классов.Скачать PDF документ (прямая ссылка)
Меню по новым требованиям СанПин
Согласно новым требованиям, в меню обязательно должны быть горячие блюда. Его допускается составлять с учетом климатических, национальных и других особенностей.При этом необходимо сохранить пищевую и энергетическую ценность блюд, соотношение БЖУ. Допускается незначительное изменение этих показателей при условии их компенсации в течение недели.
Продукты для дополнительного питания
Дополнительное питание осуществляет буфет.При этом нужно соблюдать следующие требования:
- Набор продукции, предлагаемой школьным буфетом, должен состоять только из продуктов, разрешенных СанПин 2.3/2.4.35.
- Соки, питьевую воду и другие напитки можно продавать только в промышленной упаковке. Их нельзя разливать непосредственно в буфете.
Разрешается устанавливать автоматы для продажи пищевой продукции в обеденном зале при условии достаточной площади столовой. Их нужно обрабатывать дезинфицирующими растворами не реже 2 раз в месяц.
Рецепты для питания школьника
Школьное питание восполняет только часть энергозатрат ребенка, а остальное дети получают дома. Ниже приведены несколько рецептов блюд, которые можно приготовить родителям.Рыбные котлеты с творогом
Ингредиенты:- филе хека - 400 г;
- творог - 100 г;
- яйцо - 1 шт.;
- 1 небольшая луковица;
- крупа манная - 1,5 ст.л.;
- масло растительное - 1 ч.л. для смазки формы;
- укроп, соль - по вкусу.
Питательные рыбные котлеты с творогом.
Суп рассольник
Цена этого блюда невелика.Ингредиенты:
- куриный бульон - 3 л;
- крупа перловая -100 г;
- соленые огурцы - 2 шт.;
- картофель - 350 г;
- луковица - 1 шт.;
- морковь - 1 шт.;
- масло подсолнечное - 1 ст.л.;
- зелень петрушки, соль - по вкусу.
Пикантный суп рассольник.
Мясные фрикадельки
Ингредиенты:- фарш мясной - 0,5 кг;
- яйцо - 1 шт.;
- соль - по вкусу.
Вкуснейшие мясные фрикадельки.
7-11 лет | 11-18 лет | ||
Завтрак 1 | Омлет натуральный, запеченный или сваренный на пару | 120 | 150 |
Горошек зеленый консервированный | 50 | 50 | |
Кисломолочный продукт | 125 | 125 | |
Какао с молоком | 200 | 200 | |
Хлеб пшеничный или зерновой | 40 | 50 | |
Обед | Салат из капусты белокочанной с раст. маслом | 100 | 100 |
Суп крестьянский с крупой перловой | 250 | 300 | |
Печень по-строгановски | 100 | 100 | |
Пюре картофельное | 150 | 200 | |
Сок фруктовый или овощной | 200 | 200 | |
Хлеб пшеничный или зерновой | 20 | 30 | |
Хлеб ржано-пшеничный | 40 | 60 | |
Плоды и ягоды свежие на завтрак и обед | 150 | 150 |
Технологические карты блюд для меню по СанПиН 2.4.5.2409-08
Перечень технологических карт для учащихся общеобразовательных учреждений
Скачать
Технологические карты кулинарных блюд для школьной столовой-выпечка
Скачать
Технологические карты кулинарных блюд для школьной столовой-соусы
Скачать
Технологические карты блюд и кулинарных изделий для питания детей школьного возраста
Скачать
Данные технологические карты приготовления блюд в школьной столовой составлены в соответствии с «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23 июля 2008 года № 45 СанПиН 2.4.5.2409 – 08.
При составлении технологических карт использовалась следующая литература:
1. Сборник технических нормативов - Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания при общеобразовательных школах/Под ред. В.Т.Лапшиной. – М.: Хлебпродинформ, 2004. – 639 с.
2. Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания/Авт.-сост.: А.И.Здобнов, В.А. Цыганенко, М.И. Пересичный. – К.: А.С.К., 2005 – 656 с
3. Сборник технических нормативов - Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий для питания детей дошкольных образовательных учреждений/Под ред. М.П.Могильного и В.А.Тутельяна. – М.: ДеЛи принт, 2010. – 628 с.
4. Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания. – М.: Госторгиздат, 1955
5. Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания/Составитель Л.Е.Голунова. - Издательство «ПРОФИКС» Санкт-Петербург, 2003 г.
6. Химический состав российских пищевых продуктов: Справочник / Под ред. член.-корр. МАИ, проф. И.М. Скурихина и академика РАМН, проф. В.А.Тутельяна. – М.: ДеЛи принт, 2002 – 236 с.
7. Химический состав пищевых продуктов/Под ред. И.М.Скурихина, М.Н.Волгарева, - М.: ВО «Агрохимиздат», 1987., Т. 1
Примерное десятидневное меню для школьной столовой. 2020-2021 учебный год.
Примерное десятидневное меню для школьной столовой. 2020-2021 учебный год.
1-4 класс.pdf
Adobe Acrobat Document 352.4 KB
меню на сентябрь 2020г 1-4 класс.pdf
Adobe Acrobat Document 353.6 KB

5-11 класс.pdf
Adobe Acrobat Document 648.9 KB
Положения
положение о школьной столовой.pdf
Adobe Acrobat Document 500.2 KB
Положение об организации горячего питани
Adobe Acrobat Document 244.7 KB
положение о бракеражной комиссии.pdf
Adobe Acrobat Document 586.6 KB
Меню для организации питания в школе по СанПиН 2.4.5.2409-08
Примерное двадцатидневное меню горячих завтраков для организации питания обучающихся общеобразовательных учреждений от 7 до 11 лет-столовая полного цикла (сырьевая)
Скачать
Примерное двадцатидневное меню горячих завтраков для организации питания обучающихся общеобразовательных учреждений от 12 до 17-лет столовая полного цикла (сырьевая)
Скачать
Оба меню имеют приложение-среднее потребление пищевых нутриентов
Примерное 14-дневное меню для организации горячих обедов ФГОС столовая полного цикла (сырьевая)
Скачать
Примерное 12 дневное меню для организации питания учащихся общеобразовательных школ возрастная категория: 7-11 лет-столовая доготовочная
Скачать
Примерное 12 дневное меню для организации питания учащихся общеобразовательных школ возрастная категория: 11-17 лет-столовая доготовочная
Скачать
В обоих меню имеется приложение-среднее потребление пищевых нутриентов
№ п/п | Наименование блюд | Брутто в гр. Я/С | Нетто Я/С | Выход в гр Я/С | |
2 день | |||||
ЗАВТРАК | |||||
1 | - Каша геркулесовая молочная с маслом | 150-200 | |||
- геркулес - масло сливочное - молоко - сахар-песок | 20-20 4-5 130 -150 4-5 | 20-20 4-5 130 -150 4-5 | |||
2. | Какао | 150-180 | |||
- какао порошок - сахар-песок | 0,2 11 | 0,2 11 | |||
3. | Булка с маслом | 30-30, 5-8 | |||
- хлеб пшеничный - масло сливочное | 30 – 30 5-8 | 30-30 5-8 | |||
ОБЕД | |||||
1 | Свекольник с курой и сметаной | 200 - 250 | |||
- свекла - курица - лук - морковь - масло растительное - сметана - томат паста | 120-150 20 10 10 4 8 3 | 110-140 15 8 8 4 8 3 | |||
2 | Котлета куриная | 70-70 | |||
- кура - хлеб пшеничный - лук - яйцо - масло растительное | 120 10 5 1/8 9 | 80 10 4 1/8 9 | |||
3 | Гречка с маслом | 100-150 | |||
- гречка - масло сливочное | 40-45 3 – 3 | 100-150 3 – 3 | |||
4 | Соус сметанный | 45 | |||
- мука - сметана масло сливочное | 3 – 3 5 – 5 2 - 2 | 30 – 40 5 – 5 2 - 2 | |||
5 | Лимонный напиток | 150 - 180 | |||
- лимон - сахар- песок | 10 15 | 10 15 | |||
Хлеб ржаной | 30-50 | 30-50 | 30-50 | ||
ПОЛДНИК | |||||
1 | Чай сладкий | 150 -180 | |||
- чай заварка - сахар - песок | 0,2 - 0,2 9 | 0,2- 0,2 9 | |||
2 | Кондитерское изделие (зефир) | 60(65) 1 шт | 60(65) 1шт | 60(65) 1 шт | |
УЖИН | |||||
1 | Сырники со сгущёнкой | 150 - 150 | |||
- творожная масса - манка - мука - сахар – песок - яйцо - масло растительное | 120 20 20 5 ¼ 9 | 120 20 20 5 ¼ 9 | |||
2 | Чай сладкий | 150 -180 | |||
- чай заварка - сахар – песок | 0,2 - 0,2 9 | 0,2- 0,2 9 | |||
№ п/п | Наименование блюд | Брутто в гр. Я/С | Нетто Я/С | Выход в гр Я/С | |
3 день | |||||
| ЗАВТРАК | ||||
1 | - Каша пшённая молочная с маслом | 150-200 | |||
- пшено - масло сливочное - молоко - сахар-песок | 25-30 4-5 130 -150 4-5 | 25-30 4-5 130 -150 4-5 | |||
2. | Кофейный напиток | 150 - 180 | |||
- кофейный напиток - сахар – песок - молоко | 2 – 2 10 120 - 120 | 2 – 2 10 120 - 120 | |||
3. | Булка с маслом | 30-30, 5-8 | |||
- хлеб пшеничный - масло сливочное | 30 – 30 5-8 | 30-30 5-8 | |||
ОБЕД | |||||
1 | Суп картофельный с курой, сметаной и яйцом | 200 - 250 | |||
- картофель - курица - лук - морковь - масло растительное - яйцо - сметана | 110 - 120 20 5 10 2 1/4 7 | 60 -70 15 4 8 2 1/4 7 | |||
2 | Ленивые голубцы | 150-180 | |||
- кура - рис - лук - яйцо - масло растительное - капуста | 120 20 5 1/8 3 150 | 70 20 4 1/8 3 140 | |||
3 | Соус сметанный | 40 | |||
- сметана - масло сливочное - мука пшеничная | 5 3 3 | 5 3 3 | |||
4 | Компот из сухофруктов | 150 - 180 | |||
- сухофрукты - сахар- песок | 10 10 | 10 10 | |||
Хлеб ржаной | 30-50 | 30-50 | 30-50 | ||
ПОЛДНИК | |||||
1 | Чай сладкий | 150 -180 | |||
- чай заварка - сахар - песок | 0,2 - 0,2 9 | 0,2- 0,2 9 | |||
2 | Домашняя булочка | 100 1 шт. | |||
- мука - молоко - сахар-песок - яйцо - масло сливочное - масло растительное - дрожжи | 60 40 5 1/8 5 5 1 | 60 40 5 1/8 5 5 1 | |||
УЖИН | |||||
1 | Манные биточки | 120 – 150 | |||
- манка - молоко - сахар-песок - масло сливочное - масло растительное - яйцо | 30 – 35 100 – 110 5 – 5 3 – 3 9 – 9 1/8 | 30 - 35 100 – 110 5 – 5 3 – 3 9 – 9 1/8 | |||
2 | Чай сладкий | 150 -180 | |||
- чай заварка - сахар – песок | 0,2 - 0,2 9 | 0,2- 0,2 9 | |||
№ п/п | Наименование блюд | Брутто в гр. Я/С | Нетто Я/С | Выход в гр Я/С | |
4 день | |||||
ЗАВТРАК | |||||
1 | - Каша ячневая молочная с маслом | 150-200 | |||
- ячка - масло сливочное - молоко - сахар-песок | 30-30 4-5 130 -150 4-5 | 30-30 4-5 130 -150 4-5 | |||
2. | Какао | 150-180 | |||
- какао порошок - сахар-песок | 0,2 11 | 0,2 11 | |||
3. | Булка с маслом | 30-30, 5-8 | |||
- хлеб пшеничный - масло сливочное | 30 – 30 5-8 | 30-30 5-8 | |||
ОБЕД | |||||
1 | Суп вермишелевый с курой | 200 - 250 | |||
- курица - лук - морковь - масло растительное - вермишель | 20 10 10 2 20 | 15 8 8 2 20 | |||
2 | Котлета рыбная | 70-70 | |||
- рыба свежая - хлеб пшеничный - лук - яйцо - масло растительное - мука | 100 10 10 1/8 9 2 | 60 10 8 1/8 9 2 | |||
3 | Картофельное пюре | 100-150 | |||
- картофель - молоко - масло сливочное | 180-200 40 – 50 4 - 5 | 125-140 40 – 50 4 - 5 | |||
4 | Лимонный напиток | 150 - 180 | |||
- лимон - сахар- песок | 10 15 | 10 15 | |||
Хлеб ржаной | 30-50 | 30-50 | 30-50 | ||
ПОЛДНИК | |||||
1 | Фрукты | 100-100 | |||
2 | Чай сладкий | 150 -180 | |||
- чай заварка - сахар - песок | 0,2 - 0,2 9 | 0,2- 0,2 9 | |||
3 | Хлеб пшеничный | 30 | 30 | 30 | |
УЖИН | |||||
1 | Винегрет | 150-180 50 | |||
- свекла - картофель - морковь - лук - зелёный горошек - огурцы маринованные - масло растительное | 60-70 60-70 20-30 10 20 20 5 | 50-60 60-70 15-18 8 20 20 5 | |||
2 | Чай сладкий | 150 -180 | |||
- чай заварка - сахар - песок | 0,2 - 0,2 9 | 0,2- 0,2 9 | |||
3 | Хлеб ржаной | 30-50 | 30-50 | 30-50 |
Распорядок дня и расписание уроков
Какое время используется в повседневных делах?
Ответ: настоящее простое время.
Говоря о повседневных, привычных делах, мы используем простое настоящее время. Это показывает, что мы делаем это регулярно.
Настоящее простое время для повседневных дел образуется следующим образом:
- Используйте настоящую простую форму глагола, например «Я завтракаю в 7 часов.«
- Используйте "s" или "es" для формы единственного числа от третьего лица (he, she, it), например «Он играет в видеоигры после школы», «Она смотрит телевизор вечером»
- Для отрицательных слов используйте настоящую простую форму глагола «делать» следующим образом: do / does + not + инфинитив без to, например «Я не делаю домашние задания по субботам», «Она не пьет чай по утрам»
- Для вопросов используйте настоящую простую форму глагола «делать» следующим образом: делать / делает + подлежащее + инфинитив без to, e.г. «Вы играете в регби по вторникам?», «Мария обедает в школе?»
Примечания:
Этот урок будет основан на аспектах, изученных на двух предыдущих уроках, поэтому убедитесь, что он преподается после урока , рассказывающего время и урока утренних процедур .
Порядок проведения урока:
Разминка и обслуживание:
См. Нашу страницу «Разминка и подведение итогов».
Новое обучение и практика:
1.4 раза в день: утром, днем, вечером и ночью
Быстро введите 4 слова, нарисовав на доске картинку:
- Нарисуйте простой дом с деревом рядом и горизонтом.
- Затем нарисуйте солнце, восходящее над горизонтом. Обучайте / выявляйте «утро» и припев 3 раза.
- Затем сотрите солнце и нарисуйте солнце высоко в небе и учите / вызывайте / хором "после полудня".
- Затем нарисуйте солнце низко в небе на другой стороне дома для «вечера».
- И наконец луна и звезды для «ночи»
Затем сотрите луну и начните и пригласите ученика на доску.Скажите: «Нарисуйте после обеда». При необходимости помогите и попросите ученика нарисовать солнце высоко в небе. Сотрите солнце и предложите другим ученикам нарисовать другое время дня.
2. Сыграйте в игру «Коробки времени дня»
Вам нужно подготовить 5 картонных коробок и распечатать карточки на утро, день, вечер, ночь, просыпаться, вставать, завтракать, обедать, ужинать , идите в школу, идите в школу, идите домой, приходите домой, смотрите телевизор, делайте домашнее задание, ложитесь спать. Вы также можете добавить другие карточки для повседневных дел, таких как чистка зубов, видеоигры и т. Д.Чем больше карточек, тем лучше.
На 4 коробки приклейте по одной из карточек утром, днем, вечером и ночью снаружи каждой и поместите в разные углы класса. В оставшееся поле положите много мелких предметов, например мячи, мешки с фасолью, кубики и т. д. и поместите в середине класса.
Смоделируйте действие: возьмите одну из карточек (например, «вставай») - произнесите слово «вставай». Затем возьмите объект из ящика с предметами и укажите на 4 ящика по комнате.Спросите "Какой?" а затем подойди и брось предмет в утренний ящик. Скажите «утро», когда бросаете предмет в коробку.
Теперь приступим к игре. Поднимите карточку (любую из набора повседневных дел) и произнесите глагол (например, съесть ужин). Попросите всех подойти вместе, взять предмет и бросить его в нужную коробку (убедитесь, что они произносят слово времени дня, когда бросают). Затем быстро просмотрите все карточки, пока ученики носятся по классу, складывая предметы в правильные коробки.Может случиться так, что некоторым ученикам потребуется посетить две ложи для некоторых занятий (например, смотреть телевизор утром и вечером) - это нормально.
Наконец, попросите всех угадать, в каком ящике больше всего предметов - затем подсчитайте количество предметов в каждом ящике, чтобы увидеть, какое время дня является выигрышным!
3. Создайте на доске диаграмму «Времена дня».
Если у вас нет доски, вы можете прикрепить большой лист бумаги к стене. Нарисуйте вертикальную и горизонтальную линию, чтобы создать 4 равных квадрата, и назовите каждый квадрат словами «утром», «днем», «вечером» и «ночью» (см. Изображение ниже).
Попросите учащихся скопировать таблицу в свои тетради или на лист бумаги.
Затем ваши ученики наклеят на доску карточки с ежедневными распорядками. Первая модель: возьмите случайную карточку и покажите ее классу. Вызовите слово (например, "проснуться") и вставьте его в раздел "утром" на доске. Напишите рядом с ним «Я просыпаюсь». Пусть ваши ученики напишут «Я просыпаюсь» в соответствующем квадрате на своих таблицах.
Затем пусть к вам подходят разные ученики и выбирают карту (удерживайте лицевой стороной вниз, разложите веером, как в карточном фокусе).Попросите их наклеить карты на доску в правой части. Более продвинутым ученикам вы можете помочь им написать каждое предложение, в противном случае учитель может написать предложения рядом с карточками. Каждый раз предлагайте студентам копировать на свои таблицы. Продолжайте, пока все карты не окажутся на доске с предложениями:
4. Добавьте время в таблицу «Времена дня».
Ваши ученики уже изучали определение времени на предыдущем уроке (см. Наш план урока Как узнать время).Мы собираемся добавить время к диаграмме.
Опять же, первая модель: укажите на графике «Я просыпаюсь». Сделайте жест для пробуждения (потянитесь, зевая, потрите глаза), а затем посмотрите на часы. Если у вас есть часы (настоящие или ремесленные - у нас есть отличный лист для изготовления часов на нашей странице поделок: https://www.eslkidstuff.com/craftsheets.htm), вы можете подержать их. Установите время на 11:00 и скажите «Я просыпаюсь ... в 11 часов?». Убедитесь, что все говорят «Нееет!». Затем попросите кого-нибудь перевести стрелки часов на более реалистичное время, например 7:00.Напишите на доске «в 7 часов» после «я просыпаюсь». Хор «Просыпаюсь в 7 часов утра». Попросите всех записать время своего пробуждения на своих графиках.
Теперь попросите учащихся подойти к вам, измените время на ваших часах и напишите время на доске рядом с каждой иллюстрацией (например, я обедаю в 12 часов дня), и убедитесь, что они хором и время записываются в таблицы студентов.
ПРИМЕЧАНИЕ: Для времени, не являющегося почасовым (например,г. 6.30, 9.55 и т. Д.), Вам нужно решить, проводить ли обучение полное время (например, половина седьмого, с пяти до десяти) или цифровую версию (шесть тридцать, девять пятьдесят пять).
5. Сыграйте в «Игру на память о распорядках дня».
Сотрите таблицу с доски и возьмите карточки. Разделите студентов на пары и попросите их поменяться местами в таблицах. Студенты будут проверять друг друга, сколько времени они делают.
Сначала убедитесь, что вы моделируете с двумя учениками:
Студент A : выбирает предложение на рабочем листе студента B (e.г. Уроки делаю в 6 часов). Он / она выполняет домашнее задание (например, пишет в воображаемой тетради).
Студент B : должен угадать действие и произнести точное предложение в своей таблице (например, «Я делаю домашнее задание в 6 часов вечера»).
Затем настала очередь ученика Б выбрать предложение и выполнить действие. Пары продолжают работу, пока они не сделают все предложения в своих таблицах. Убедитесь, что ученики не позволяют своим партнерам допускать ошибки - если они ошибаются во времени, заставьте их угадать еще раз!
6.Выполните упражнение «Во сколько вы ...? (Опрос)»
Раздайте каждому ученику лист опроса и объясните, что они собираются спросить 6 человек в классе (или меньше, в зависимости от размера класса) об их распорядке дня. в школьные дни. Перед тем, как начать, просмотрите лист опроса со всеми и убедитесь, что они написали дополнительное действие в последней строке. Затем смоделируйте со студентом, показывая его имя в верхней части столбца, задавая вопросы и отвечая на них, используя следующую структуру:
Студент A: Во сколько вы (просыпаетесь)?
Студент B: Я (просыпаюсь) в (7 часов) (утром).
Попросите учащихся встать и пообщаться, заполнив свои анкеты.
7. Театр повседневных занятий
А теперь давайте займемся веселым занятием - ваши ученики поставят небольшой театральный спектакль! Объедините учеников в пары, но убедитесь, что каждая пара опрашивала другого в предыдущем задании. Они собираются использовать свои анкеты, чтобы сыграть небольшую игру.
Для каждой пары один ученик будет разыгрывать свой день, а другой - рассказчик (используя опрос для повествования).Дайте каждой паре 5 минут на тренировку, прежде чем выйти впереди класса и разыграть свой распорядок дня, например:
Кен (рассказывая): Здравствуйте, меня зовут Эрика!
Эрика: (машет рукой)
Кен: Я просыпаюсь в 7 часов утра.
Эрика: (Делает вид, что спит, просыпается, потягивается, зевает и т. Д.)
Кен: Я завтракаю в 7:30 утра.
Эрика: (Делает вид, что ест хлопья, пьет сок и т. Д.)
и т. Д.
Поощряйте учащихся делать свои игры забавными, а также позволяйте им добавлять дополнительные части (например,г. играть в видеоигры, читать книгу, кататься на велосипеде и т. д.).
В конце попросите всех проголосовать за свою любимую пьесу.
8. Читайте классную книгу «Кот Тома»
Давайте закончим красивой историей, которая укрепляет словарный запас и структуру урока. Перед занятием скачайте и распечатайте ридер «Кот Тома». Просматривая каждую страницу, указывайте на картинки, вызывайте каждое рутинное действие, определяйте время на часах и время дня и спрашивайте, делают ли ваши ученики эти вещи в это время или время суток, например:
Учитель: Который час? (указывая на будильник на странице 3)
Студенты: 8 часов!
Учитель: Да, 8 часов! Ночью, вечером?
Студенты: Нет, с утра!
Учитель: А что делает кот Тома в 8 часов утра?
Студент: Он спит!
Учитель: Да, а ты, Хьюго? Вы спите в 8 часов утра?
Студент (Хьюго): Нет, не знаю.
Учитель: Посмотрите на Тома. Что он делает в 8 часов утра?
Студенты: Он просыпается!
Учитель: Верно! И что он будет делать дальше?
Студенты: Он ест свой завтрак и чистит зубы ...
и т. Д.
По-настоящему вовлеките учащихся в рассказ, задавая множество вопросов и предлагая им рассказать вам о своих повседневных делах.
После прочтения рассказа раздайте каждому ученику лист для чтения и прочтите рассказ еще раз (не останавливаясь для вопросов и т. Д.).) по мере того, как студенты заполняют недостающие глаголы и записывают время. Затем просмотрите ответы всем классом.
---
Или посмотрите нашу версию видео считывателя (требуется подключение к Интернету):
Заключение:
1. Назначьте домашнее задание: рабочий лист «Мой день 3».
2. Завершите урок некоторыми идеями из нашей страницы «Разминка и завершение».
15 творческих идей уроков для первого дня в школе
Снова в школу. В заключение! В Бельгии школа начинается 1 сентября после двухмесячного летнего перерыва. В других странах новый учебный год уже начался, у других осталось еще несколько недель.
У всех нас есть одно общее: первый день в школе. Особый день для студентов и учителей. День, полный эмоций. Стресс, страх, облегчение, счастье, радость,…
Как сделать так, чтобы эмоции первого дня в школе были хорошими? Я делаю ставку на творческие идеи для уроков, которые ученики найдут для себя интересным занятием.
Вот они!
15 развлечений снова в школе классные занятия
Первый день школьных занятий преследует одну цель: узнать друг друга. Большинство занятий в первый день школьных занятий предназначены для начальной школы, но я также включил несколько занятий для учащихся средних и старших классов. Некоторые можно использовать для всех возрастов.
Первый день школьных занятий для учеников начальной школы
1. Все о сумке
Раздайте бумажный пакет всем своим ученикам в первый день в школе и сделайте на нем записку:
Направление:
- Заполните этот пакет 4 вещами или предметами, которые что-то говорят о вас.(всего 4 штуки, не больше, не меньше)
- Все ваши предметы должны поместиться в эту сумку.
- Украшайте сумку, если хотите!
- Принесите сумку завтра и будьте готовы поделиться с классом.
2. Найдите меня
В четвертом классе ученики уже выучили арифметику. Вы можете позволить им создать свой профиль, описывая некоторые забавные факты с помощью арифметики. Взгляните на изображение ниже в качестве примера.
Студенты должны определить человека, подсчитав факты.Затем они должны угадать, кто этот человек.
3. Игра в пляжный мяч
Все, что вам понадобится в этот первый школьный день, - это пляжный мяч и маркер. Запишите несколько вопросов на пляжном мяче в произвольном порядке.
Примеры вопросов:
- Чем вы больше всего гордитесь?
- Что вы сделали самым героическим?
- Какое ваше любимое животное?
- Какого цвета ваша зубная щетка?
- Я благодарен за _____
- Какой ваш любимый фильм?
- Какой твой любимый вид спорта?
- Сколько у вас братьев и сестер?
- Какой твой любимый десерт?
- Чем вы любите заниматься после школы?
- Когда у тебя день рождения?
- И так далее.
Теперь сформируйте круг и бросьте пляжный мяч ученику. Куда бы студент ни приземлился, это вопрос, на который он должен ответить. После ответа на этот вопрос он может бросить мяч другому ученику.
4. Создайте капсулу времени
Вы, наверное, уже знакомы с концепцией капсулы времени. Если у вас есть собственные идеи, используйте их. Если вы этого не сделаете, вот что вы можете сделать с капсулой времени в первый день в школе.
Позвольте вашим ученикам записать свои пожелания и надежды на следующий учебный год.Что они хотят выучить в этом учебном году? Затем поместите все в капсулу времени и закопайте ее где-нибудь под землей. Вы также можете поместить в него забавную картинку класса.
В конце учебного года вы выкапываете капсулу времени и позволяете ученикам задуматься над тем, что они узнали, и осуществились ли их желания в начале учебного года. Вы также можете попробовать сделать такую же картину класса. Забавно видеть, кто изменился за один год, а кто нет.
В этот первый день школьной деятельности ты тоже можешь заниматься в колледже! Если ваши ученики намного старше, например, студенты колледжей, вы можете позволить им записать профессию, которой они хотят заниматься, по окончании учебы.Многие из них со временем изменятся, но интересно наблюдать, как меняются их мечты и ожидания. Также интересно просто включить список желаний каждого учащегося. Это то, чем они хотят заниматься во время учебы в колледже.
5. Приятно тебя видеть
Все любят mnm’s. Помимо того, что их можно есть, вы также можете использовать их для развлечения на школьном уроке. Разделите мнемоники на несколько чашек и поделитесь ими со своими учениками. Студенты должны выбрать мнм с завязанными глазами и рассказать историю или ответить на вопрос.Каждый цвет представляет свою историю.
Расскажите нам
- Красный: что-то о вчерашнем дне
- Апельсин: кое-что у вас хорошо получается
- Желтый: кое-что из вашего детства
- Синий: кое-что вы узнали на прошлой неделе
- Коричневый: то, без чего нельзя жить
- Зеленый: то, что вы смотрите или слушаете
О, еще кое-что ... Конечно, студенты могут съесть мнм после того, как ответят на вопрос. Угадайте, кто станет самым популярным учителем в этом году? 😉
6.Случайность
Виджет «Случайность» от BookWidgets удобен для создания разнообразных школьных игр. Вращайте колесо, чтобы создать ученика и попросить его рассказать о случайно выбранной теме. Как вариант, вы можете указать конкретную тему и крутить колесо, чтобы увидеть, какой студент выбран. Любопытен наш пример? Кликните сюда.
Темы могут включать:
.Считай до десяти Storytime
III. Теперь поехали в джунгли поездом . Следующая станция - Letters
Допустим, письма тоже едут поездом.
Назовем, повторим. ABC train
А посмотрите, какая буква осталась? Да, дети. А где его найти? Как ты думаешь ?
Ой! Попадаем в джунгли. Смотри, волшебная книга ! И что в нем есть! Откроем!
Подойди сюда, и если мы дотронемся до коробки волшебной палкой, она откроется.Дети, помогите нам, сосчитайте до трех 1 2 3
Ой! Буквы Yy и Zz
Давайте прочитаем Yy для йо-йо. Zz для Zebra
Скажи за мной. Yy Yy Yy Yy для yo-yo
Zz Zz Zz Zz для Zebra
Теперь открывайте книги о поездах и отслеживайте, пишите и рисуйте буквы.
Yy Yy Yy Yy Yy Yy
Zz Zz Zz Zz Zz Zz
IV. Фонетическое упражнение
Теперь мы знаем все буквы let1s sing Песня ABC
Пение песни
The A B C song
900EF ABC HIJKLMNOPQRSTUV
WXYZ
Теперь мы знаем алфавит
V.Время рассказа « Считай до десяти » Презентация А теперь продолжим наше путешествие. III станция
мы все расслабились, встаньте и давайте посчитаем
Учитель: сначала давайте посчитаем t от 1 до 10 и обратно: Хорошо! , встаньте и приступим к выполнению упражнения
Написание букв головой. Мы отправимся в королевство короля джунглей. Кто такой король джунглей? Да, тигр. Откройте книги Чарли на странице 30
Показ презентации и рассказ.Видео рассказа.
Рассказ о королевском тигре и животных.
T: Давайте повторять новые слова
Заставьте СС произнести слова после Учителя. Повторите это несколько раз. - Брось это! - Считать до десяти.
Назовем животных тигр, слон, медведь, обезьяна, антилопа
VI. Карточка истории
Поместите карточки истории в случайном порядке. Работать в парах.
1. Расположите картинки в правильном порядке.
Попросите учеников подойти и положить карточки в правильном порядке.
T: Пожалуйста, подойдите и положите карты в правильном порядке.
-Это правильно?
- Да / Нет (показывает жестом) Ѵ- да × - нет
Скажем браво нашим ученикам.
VII. Изготовление плаката
Ставим картинки на плакаты и приклеиваем.
VIII. Разыграйте историю. Чтобы попрактиковаться в словах:
Дети разыгрывают сказку.
T: Однажды король джунглей хочет выбрать другого молодого короля.он собирает животных и говорит:
Тигр: Брось! Считать до десяти .
Слон: 1.2.3.4.5 О нет!
Медведь: 1.2.3.4.5.6.7 О нет!
Обезьяна: 1.2.3.4.5.6.7.8.9. О, нет - он говорит
Последняя антилопа: 5 и 5 10
Антилопа - новый король джунглей!
.Лучшее время для учебы: день или ночь?

Каждый ученик (и родитель) знает, что иногда бывает сложно сесть за учебу, будь то выполнение домашнего задания или подготовка к следующему важному тесту, особенно когда наступают выходные.
Выполнение домашней работы и выполнение предстоящих заданий так же важно в выходные, как и в течение недели. Это никогда не доставит удовольствия никому, когда наступает вечер воскресенья, а школьные задания еще не выполнены!
Соблюдение расписания занятий поможет ребенку не сбиться с пути и избежать срывов с домашними заданиями. Но, составляя этот график, многие родители задаются вопросом: «Когда лучше всего учиться моему ребенку?»
Как время дня влияет на мозг студентов
Мозги учащихся становятся наиболее острыми по утрам, после бодрящего ночного сна и питательного завтрака.Это хорошее время, чтобы открыть учебник, чтобы узнать что-то новое, или просмотреть заметки за предыдущий день. Обладая более внимательным мозгом, студенты лучше запоминают такие детали, как имена, места, даты и факты.
Днем мозг учащихся хорошо интегрирует новую информацию с тем, что они уже знают. В это время дня учащиеся могут устанавливать связи и делать полученную информацию более значимой.
Когда лучшее время для учебы?
Нет одного «лучшего» времени дня для учебы.У каждого из нас есть наиболее продуктивное время дня, когда у нас больше всего энергии. Некоторые люди утренние люди, которые просыпаются с большим количеством энергии. Другие - полуночники, у них больше энергии в вечерние часы.
Так же, как у каждого ученика свой уникальный стиль обучения, разные ученики могут лучше учиться в разное время дня. Некоторым ученикам легче сосредоточиться на учебе в утренние часы дня, в то время как другие могут обнаружить, что учеба в ночное время работает для них лучше.
Дневной Студент против Ночного Студента
The Day Studier
Для студентов, у которых больше энергии в начале дня, лучше всего подойдет утренняя учеба, когда мозг лучше сосредоточен.
Студенты, которые занимаются в течение дня, получают свежий и энергичный ум после хорошего ночного сна. Эта энергия помогает сосредоточиться на том, что изучается, и более эффективно усваивать информацию.
Преимущества обучения в течение дня:
- Мозг освежается после хорошего сна и может поглощать больше информации
- Естественный свет полезен для глаз и сохраняет бдительность
- Не нарушает режим сна
- Легче создать учебную группу с одноклассниками
Ночной студент
Для студентов, у которых больше энергии днем, вечером или ночью может быть более эффективное время для учебы.Чем меньше отвлекающих факторов, тем тишиной и спокойствием, занятия ночью могут помочь учащемуся улучшить концентрацию и внимание.
Если ваш ученик занимается вечерними или ночными занятиями, важно следить за тем, чтобы он или она высыпались каждую ночь. Детям нужно в среднем 8-9 часов сна каждую ночь - если домашнее задание или учеба откладывают время отхода ко сну, возьмите за правило начинать немного раньше и придерживаться ночного графика.
Преимущества обучения вечером / ночью:
- Больше тишины и покоя
- Меньше отвлекающих факторов
- Более ясный ум для творческого мышления
- Сон после учебы может объединить информацию и улучшить запоминание
Найдите время, которое лучше всего подходит для вашего ребенка
Помните, ваш ребенок может использовать комбинацию методов обучения, включая то, в какое время дня он или она планирует учебные занятия! Как только вы узнаете, что работает лучше всего, ваш ребенок сможет начать учиться более эффективно.
Дополнительные советы по учебе можно найти в следующих ресурсах:
10 советов по снижению стресса от домашней работы
Как эффективно учиться: 12 секретов успеха
11 способов улучшить память вашего ребенка
МОЙ ДЕНЬ Словарь: Вопросы:
|