Примерное меню для школы по санпин


нормы и требования по СанПин, кто составляет, примеры на месяц


Питание в школе.Питание в школе.

Требования и нормы СанПиН

Организация питания школьников производится с учетом правил санитарно-гигиенических документов, установленных на законодательном уровне.

Старые стандарты

До 1 января 2020 г. действовали нормы СанПиН 2.4.5.2409-08, утвержденные 23.07.2008 г. Их срок действия распространялся до 2023 г. Однако быстрое развитие общества привело к тому, что эти нормы устарели: появились новые продукты, были дополнены и изменены рекомендации ВОЗ.

В марте 2019 г. появилась новая редакция санитарных норм. Она вступила в силу с начала следующего года и действует до его окончания.

Последние изменения

С 01.01.2021 г. в России начинают действовать нормативы, утвержденные СанПиН 2.3/2.4.3590-20. Глава 8 документа регламентирует правила организации питания учащихся. Новый документ включает дополнения к списку запрещенных продуктов, уточнения ранее существовавших требований.

Принципы питания

Питание учащихся организуют с учетом особенностей их организма: быстрого роста, подвижности, усиленного обмена веществ, повышенных умственных нагрузок

Основные правила организации рациона:

  1. Пища должна соответствовать возрастным нормам. Количество основных веществ указано в приложении 10 СанПин 2.3/2.4.3590-20.
  2. При составлении рациона учитывают социальные, климатические, территориальные и другие особенности. Новые нормативы учитывают возможность замены блюд. Дефицит веществ компенсируется применением разрешенных биологически активных веществ и витаминов.
  3. Для учащихся, нуждающихся в диетическом питании согласно указаниям лечащего врача, составляется особое меню.
  4. Нужно исключить из рациона детей продукты, запрещенные к употреблению.

Для учреждений профессионального образования

Питание подростков осуществляется по тем же принципам. Дополнительно учитывают усиленный рост и половое созревание:

Для общеобразовательных учреждений

Организация рациона школьников требует соблюдения следующих правил:
  1. Необходимо включать в меню белковую пищу: мясные продукты, творог, молоко, яйца.
  2. В рационе учащихся 30% жиров должны иметь растительное происхождение.
  3. В состав пищи включаются пищевые волокна. Их должно быть не менее 10-20 г в сутки. Это сухофрукты, цельнозерновой хлеб, рис, мука, бобовые, овощи.
  4. Еда должна быть многообразной, насыщенной витаминами и микроэлементами, сбалансированной по составу. Нельзя одни и те же блюда давать несколько дней подряд.
  5. Для детей, посещающих группу продленного дня, организовывают 2-4-разовое питание.
  6. В тех районах, где недостает какого-либо вещества, пищу школьников обогащают путем дополнительного введения нутриентов.
  7. Для приготовления блюд детского питания используют только йодированную соль.

Обед в школе.Обед в школе.

Для кадетских корпусов и интернатов

Необходимая норма ежедневного употребления пищи детьми, потерявшими родителей и находящимися в домах-интернатах, увеличивается, т.к. они пребывают в учебно-воспитательных учреждениях круглосуточно.
В новом документе представлена таблица потребности в продуктах питания для детей, находящихся в домах-интернатах. Для тех, кто живет вне дома, нужно организовать 5-6-разовое питание.

В усиленном питании нуждаются учащиеся, подвергающиеся повышенной физической нагрузке. В связи с этим нормативами СанПиН 2.3/2.4.3590-20 предусмотрены отдельные нормы для кадетских корпусов.

Обеспечение контроля и безопасности

Школы и другие образовательные учреждения несут ответственность за организацию и качество питания учащихся: следят за соблюдением норм законодательства, сроками годности продуктов.

Учреждения должны регулярно контролировать качество пищи. Перечень и периодичность исследований безопасности блюд указана в приложении к методическим рекомендациям МР 2.4.0179-20. Бланк для оформления результатов испытаний предлагается в нормах СанПиН 2.3/2.4.3590-20.

Формирование меню

Приготовление пищи для учащихся производится в соответствии с меню. Его разрабатывают не менее чем на 2 недели. Образец приведен в новых санитарно-гигиенических нормативах. Только в палаточных лагерях школьников разрешается разрабатывать меню на 1 неделю.
При формировании состава блюд нужно учитывать необходимую калорийность и содержание БЖУ, указанные в СанПиН 2.3/2.4.3590-20. Завтрак должен составлять 25%, а обед - 35% суточной потребности.

Допускается замена блюд на равноценные по составу элементов и калорийности в соответствии с таблицей, указанной в приложении к новому документу.

Меню составляется на две недели.Меню составляется на две недели.

Кто отвечает за составление

Меню утверждается руководителем организации, обучающей детей. Если к обеспечению питания привлекается стороннее предприятие, документ подписывает глава этой организации после согласования с директором образовательного учреждения.

Индивидуальные предприниматели, поставляющие пищевую продукцию для учащихся, тоже составляют меню в соответствии с требованиями руководства учебной организации.

Технология приготовления

В ТР 2.4.0179-20 приводится примерный расчет оснащения кухни учебного учреждения.

Готовые блюда и продукты для их приготовления должны храниться в холодильнике отдельно друг от друга. Для контроля за температурным режимом внутрь агрегата встраивают термометр. Мясо, рыбу и овощи располагают на нижних полках, а готовую еду - на верхних.

Для реализации принципов здорового питания идеальной является установка пароконвекционного автомата, в котором возможно одновременное приготовление основных блюд на всех учащихся.

Технология приготовления блюд должна использовать щадящие методы (запекание, паровую обработку, тушение, припускание). Для этого кухню оборудуют электрической духовкой и сковородой.

Приготовленную пищу разрешается употреблять в течение 2 часов. Подогрев ранее сделанных блюд не допускается.

Витаминный состав блюд

Для обеспечения блюд витаминами в новом документе рекомендуют максимально использовать фрукты и овощи. В районах, неблагополучных по наличию полезных веществ, используют продукты промышленного производства, обогащенные микронутриентами. Вводить в пищу детей аптечные препараты, содержащие витамины, нельзя.

Потребность в калориях и БЖУ

Идеальное соотношение белков, жиров и углеводов в блюде составляет 1:1:4 соответственно. Калорийность блюд школьников в зависимости от возраста должна быть 2370-2520 ккал в сутки (приложение 10 СанПиН 2.3/2.4.3590-20). Содержание белков в пище должно находиться в пределах 77-92 мг/сут, причем не менее 60% из них - животного происхождения.

Допускается снижение или увеличение калорийности блюд не более чем на 5% при условии, что общая питательная ценность блюд, предлагаемых в течение недели, будет сохранена.

Питьевой режим школьников

В школах установлены следующие требования к обеспечению учащихся питьевой водой:
  1. Питьевой режим производят согласно СанПиН 2.1.4.1074-01.
  2. Для выполнения условий по обеспечению учащихся водой устанавливают кулеры либо выдают школьникам воду в бутылках промышленного изготовления.
  3. Допускается использовать кипяченую воду. Ее меняют каждые 3 часа.
  4. Кулеры снабжают одноразовыми стаканами и емкостью для сбора отработанной посуды.
  5. Вода в бутылках промышленного изготовления должна обладать сертификатами, подтверждающими ее качество.
  6. Кулеры устанавливают в местах, не освещенных прямыми солнечными лучами. Охладители нужно регулярно мыть - не реже 1 раза в неделю, а каждые 3 месяца - дезинфицировать.
  7. При проведении массовых мероприятий длительностью более 2 часов каждый учащийся дополнительно обеспечивается бутилированной питьевой водой в количестве не менее 1,5 л в день.

Детям рекомендовано выпивать 1,5 л воды в день.Детям рекомендовано выпивать 1,5 л воды в день.

Замена белковых и углеводных продуктов

Замену продуктов нужно производить так, чтобы сохранить энергетическую ценность блюд: калорийность, содержание белков, жиров и углеводов.

В новых санитарно-гигиенических нормах усовершенствована таблица замены: рекомендовано, какие из продуктов и в каком количестве содержат одинаковое количество белков, жиров и углеводов. Например, 100 г говядины соответствует 97 г баранины или 104 г оленины.

Запрещенные продукты

В новом документе в питании детей по-прежнему запрещены сырокопченые колбасы, уксус и маринованные овощи, пирожные с кремом. Все так же не разрешены грибы, острые соусы: кетчуп, майонез, горчица. В пище детей запрещено употреблять макароны по-флотски, яичницу-глазунью, блинчики с мясом и творогом, жевательную резинку и леденцы.
В новые нормативы включены некоторые уточнения: например, печень, язык и сердце допускается применять только говяжьи, нельзя использовать не только уксус, но и маринованные овощи и фрукты и др.

В дополнение к ранее существовавшему перечню запрещенных продуктов новый СанПиН 2.3/2.4.3590-20 включает:

Чипсы запрещены новыми СанПиН.Чипсы запрещены новыми СанПиН.

Примерное меню на две недели при одноразовом питании

Одноразовое питание допускается, если учащиеся находятся в учреждении образования не более 6 часов. Это может быть плотный завтрак (1 смена) или обед (2 смена).

1 неделя2 неделя
ПонедельникМолочная гречневая каша, бутерброд с маслом и сыром, чайТворожная запеканка, яйцо, напиток из шиповника
ВторникПлов с сухофруктами, батон, масло, какаоМолочная лапша, бутерброд с сыром, кофе-суррогат
СредаСырники со сметаной, яйцо, какаоПшенная каша, сосиска, чай
ЧетвергОмлет, булка с маслом, чайКаша геркулесовая молочная, бутерброд с маслом и сыром
ПятницаКаша рисовая с изюмом, какао, хлеб с масломЛенивые вареники с маслом и сметаной, кофе-суррогат

Дополнительно у учащихся на столе находится хлеб.

Меню на 14 дней при 2- и 4-разовом питании

Если учащиеся находятся в учреждении образования более 6 часов, им предлагают завтрак и обед (1 смена) либо обед и полдник (2 смена).

Примерное меню на 2 недели для тех, кто 2 раза питается в школе:

День недели1 неделя2 неделя
ЗавтракОбедЗавтракОбед
ПонедельникКаша геркулесовая молочная, яйцо, хлеб с маслом, чайСуп рассольник, тефтели, картофельное пюре, салат из капусты и моркови, компот из сухофруктовМорковно-творожная запеканка, манная каша, чайСуп рассольник, рис, тефтели, овощное ассорти, сок ягодный
ВторникСырники, манная каша, чайСуп свекольник, макароны, паровая котлета, салат из моркови и яблок, сокМакароны с сыром, яйцо, какаоКуриный суп с вермишелью, картофельное пюре, мясные фрикадельки, огурец, яблочный компот
СредаОмлет, бутерброд с маслом и сыром, какаоКуриная лапша, тушенная капуста с мясом, кисель клюквенныйКаша пшенная молочная, йогурт, вафляСалат из помидоров, овощной суп с говядиной и сметаной, гуляш с рисом, компот из сухофруктов
ЧетвергЛенивые вареники, жидкая геркулесовая каша, чайВинегрет, суп с фрикадельками, сосиски, гречневая каша, компот из мандариновОмлет, бутерброд с маслом и сыром, кофе-суррогатМорковный салат, рисовый суп с говядиной, кнели куриные, картофельное пюре, помидор, ягодный компот
ПятницаМолочная рисовая каша с изюмом, яйцо, кофе-суррогатБорщ, картофельное пюре, рыбные паровые тефтели, салат из кукурузы и китайской капусты, сок морковно-апельсиновыйКаша овсяная, сырник, чайСалат из свеклы и зеленого горошка, щи из свежей капусты, котлеты припущенные, макароны, кисель плодово-ягодный

При 4-разовом питании к завтраку и обеду добавляется полдник и ужин:
День недели1 неделя2 неделя
ПолдникУжинПолдникУжин
ПонедельникКефир, булочка, яблокоКартофельная запеканкаСок, булочка, яблокоРыба, припущенная в сметане, пюре картофельное, кисель
ВторникМолоко, вафлиРыбные котлеты с творогом, рис, кисельВатрушка, молоко, бананМясные фрикадельки, овощное рагу
СредаБанан, зефирТушеная капуста, сосиски, чайКефир, оладьи с яблокамиПлов, чай, вафля
ЧетвергКакао, булочка, яблокоОвощная запеканка, яйцо, чайКакао, печенье, ягодыЗразы с луком и яйцом, макароны, сок
ПятницаВафли, йогурт, бананРыбные тефтели, картофельное пюре, огурец, сокЙогурт, вафли, зефирТушенная капуста с мясом, чай

Скачать полное меню на неделю

В документе 62 страницы школьного меню на 12 дней. Прописаны блюда, их белки, жиры, углеводы, витамины и минералы. Меню распределено на категории: для учеников 1-4 классов, 5-11 классов.

Скачать PDF документ (прямая ссылка)

Меню по новым требованиям СанПин

Согласно новым требованиям, в меню обязательно должны быть горячие блюда. Его допускается составлять с учетом климатических, национальных и других особенностей.

При этом необходимо сохранить пищевую и энергетическую ценность блюд, соотношение БЖУ. Допускается незначительное изменение этих показателей при условии их компенсации в течение недели.

Продукты для дополнительного питания

Дополнительное питание осуществляет буфет.

При этом нужно соблюдать следующие требования:

  1. Набор продукции, предлагаемой школьным буфетом, должен состоять только из продуктов, разрешенных СанПин 2.3/2.4.35.
  2. Соки, питьевую воду и другие напитки можно продавать только в промышленной упаковке. Их нельзя разливать непосредственно в буфете.
Разрешается продавать дополнительное питание через автоматические устройства. Там можно приобрести соки, молоко, питьевую воду, орехи, сухофрукты, печенье.

Разрешается устанавливать автоматы для продажи пищевой продукции в обеденном зале при условии достаточной площади столовой. Их нужно обрабатывать дезинфицирующими растворами не реже 2 раз в месяц.

Рецепты для питания школьника

Школьное питание восполняет только часть энергозатрат ребенка, а остальное дети получают дома. Ниже приведены несколько рецептов блюд, которые можно приготовить родителям.

Рыбные котлеты с творогом

Ингредиенты:Измельчить рыбное филе на мясорубке и смешать фарш с остальными ингредиентами. Оставить массу для набухания манки на 20 минут. Затем сформировать котлеты и уложить в форму для запекания, предварительно смазав ее растительным маслом. Подлить чуть-чуть воды и отправить в духовку на 25 минут при температуре 200°C.

Питательные рыбные котлеты с творогом.Питательные рыбные котлеты с творогом.

Суп рассольник

Цена этого блюда невелика.

Ингредиенты:

Замочить перловку в тройном объеме воды на 3 часа. Вскипятить бульон, добавить крупу. Через 30 минут всыпать измельченный картофель. Лук и морковь мелко порезать, пассеровать на сковороде с подсолнечным маслом, добавив огурцы. Полученную массу ввести в суп и проварить в течение 10 минут. Выключить огонь, закрыть кастрюлю крышкой и дать настояться.

Пикантный суп рассольник.Пикантный суп рассольник.

Мясные фрикадельки

Ингредиенты:Смешать фарш с яйцом и солью. Сформировать небольшие фрикадельки размером с грецкий орех, уложить их в сковороду и наполовину залить водой. Закрыть крышкой, поставить на медленный огонь и готовить в течение 30 минут.

Вкуснейшие мясные фрикадельки.Вкуснейшие мясные фрикадельки.

Новое школьное меню расчитанное согласно новому СаНПиН

7-11 лет11-18 лет
Завтрак 1Омлет натуральный,  запеченный или сваренный на пару120150
Горошек зеленый консервированный5050
Кисломолочный продукт125125
Какао с молоком200200
Хлеб пшеничный или зерновой4050
ОбедСалат из капусты белокочанной с раст. маслом100100
Суп крестьянский с крупой перловой250300
Печень по-строгановски100100
Пюре картофельное150200
Сок фруктовый или овощной200200
Хлеб пшеничный  или зерновой2030
Хлеб ржано-пшеничный4060
Плоды и ягоды свежие на завтрак и обед150150

СанПин для школьных столовых 2020.

Нормативы СанПин для школьных столовых (2.4.5.2409-08) разработаны для любого типа образовательных учреждений (ОУ). Нужны, чтобы не допустить возникновение инфекционных патологий и отравлений, а также, чтобы обеспечить детей нужными витаминами, минералами, достаточным количеством калорий. Нормы и правила распространяются на строящиеся, вводимые в эксплуатацию здания, реконструируемые, действующие, и обязательны к исполнению (пп.1.2-1.3).  

Основные положения по СанПин.

Все требования закреплены на государственном уровне, они затрагивают основные аспекты деятельности образовательных учреждений, в том числе:

Существует СанПин для школьной столовой с изменениями на 2020 год. В нем предусматриваются нюансы обеспечения детей горячей пищей (завтраками, обедами).

Главные аспекты организации питания в школьной столовой.

В частности в Положении прописаны:

  1. В каком виде можно подавать блюда (приготовление блюд «на месте», торговля готовой продукцией).
  2. Порядок оснащения школьных столовых (инвентарь, моечные, помещения для столовой и т.п.).
  3. Частота вывоза отходов, содержание мусорных контейнеров (не допускается сжигать мусор на пришкольной территории, вывозят отходы ежедневно).
  4. Количество кранов (на кв.м.) для мытья рук или с питьевой (фильтрованной) водой.
  5. Как действовать обслуживающему персоналу, если из строя выходят холодильники (порядок корректировки меню).

По СанПин мытье посуды в школьной столовой должно быть строго разграничено.

Нельзя вместе складировать использованные предметы для приготовления пищи и тарелки, вилки, ложки, которыми пользуются учащиеся.

Для дезинфекции, мытья посуды и инвентаря берут только разрешенные дезсредства по инструкции.

Генеральную уборку в помещении столовой ОУ проводят раз в 30 дней. Мойке подвергается весь инвентарь, полы, стены и т.п.

Рекомендуется брать моющие средства с вирулицидным эффектом (убивающим микробы, вирусы) (пп. 5.17-5.18).

В шкафах, где хранится хлеб, убирают крошки и протирают раствором уксуса (1%) не реже, чем раз в 5-7 дней (п. 5.19).

Если в ОУ своя столовая, приготовление пищи идет «с нуля», то предусмотрена маркировка полуфабрикатов или иных продуктов.

Пример: СР – «сырая рыба», СМ – «сырое мясо», ВМ – «вареное мясо», Х – «хлеб» (п. 4.10).

В раздаточных помещениях, куда привозят уже приготовленную пищу в изотермических емкостях, не предусмотрено наличие шкафов, холодильников с сырой продукцией.

Готовить в таких столовых-раздатках тоже нельзя.

На складах поддерживается собственный микроклимат (температура, влажность).

Обслуживающий персонал должен ежедневно следить за параметрами в комнатах, холодильных установках.

Для сверки показаний нельзя использовать ртутные градусники (п. 4.14).

Чем должен питаться школьник по СанПин.

Не используют при приготовлении пищи способы, плохо влияющие на ЖКТ и организм в целом.

В приоритете только щадящие способы обработки, не раздражающие слизистую, не накапливающие канцерогены (6.16).

Никакой жареной картошки-фри, фастфуда, газировок.

Что разрешено (пп. 6-17-6.22):

  1. Молочные продукты.
  2. Раз в 2-3 дня дают творог, сыр, рыбу, яйца.
  3. Мясо, масло.
  4. Кусок качественного хлеба с каждым блюдом.

На завтрак ребенок должен получать горячее блюдо, напиток, закуску, овощи и фрукты.

В обед – суп, второе с мясом, рыбой или птицей, сладкое, салаты, орехи, сухофрукты.

На полдник предусмотрен перекус, чаще это кисель, сок, булочка, вафли.

Ужин состоит овощей, каши или творога.

Иногда, согласно приложению 6, допускается замена ингредиентов, но обязательно в пределах установленной пищевой ценности.

Скачать СанПин для школьной столовой.

Меню школьника.

В главе VI прописаны требования, скорректированные методическими рекомендациями  МР 2.4.5.0131-18 и заверенные Главным санврачом в августе 2018 г.

Рацион питания составляется для того, чтобы дети были обеспечены качественными продуктами.

Правильно термически обработанными с достаточным количеством полезных веществ, обеспечивающих их нормальное физиологическое развитие (п.6.1).

Принципы организации правильного питания в учебных учреждениях:

Учащиеся должны есть только свежеприготовленную пищу, не допускается ее повторный разогрев в том числе заморозка-разморозка.

Нельзя одни и те же блюда использовать в течение 2-3 дней (пп. 6-12-6.13).

В дополнении к СанПин 2.4.5.2409-08 разработаны приложения с таблицами, где подробно изложены нюансы по весу порций для каждого возраста, с учетом пищевой и энергетической ценности, витаминов (п.6.9).

Меню в ОУ не держат в секрете, по п. 6.10 информацию о качественном и количественном составе, калориях размещается на сайте школы и перед столовой.

Родители в любой момент должны иметь возможность узнать, что едят их дети, насколько блюда соответствуют заявленному в меню. 

Заключение.

Важно! При организации меню школьной столовой СанПин предусмотрено, что дети, которые учатся в первую смену, должны питаться дважды.

При посещении продленки ребенку обеспечивают полдник.

При пребывании детей в школах-интернатах питание организуется 5 раз и в качестве дополнения перед сном дают стакан молочнокислого напитка.

Нельзя допускать нахождение ребенка без пищи более, чем 3.5 — 4 часа (п. 6.8).

Меню для организации питания в школе по СанПиН 2.4.5.2409-08

Примерное двадцатидневное меню горячих завтраков для организации питания обучающихся  общеобразовательных учреждений от 7 до 11 лет-столовая полного цикла (сырьевая)

Скачать

Примерное двадцатидневное меню горячих завтраков для организации питания обучающихся  общеобразовательных учреждений от 12 до 17-лет  столовая полного цикла (сырьевая)

Скачать

Оба меню имеют приложение-среднее потребление пищевых нутриентов

Примерное 14-дневное меню для организации горячих обедов ФГОС столовая полного цикла (сырьевая)

Скачать

 Примерное 12 дневное меню для организации питания учащихся  общеобразовательных школ возрастная категория: 7-11 лет-столовая доготовочная

Скачать

Примерное 12 дневное меню для организации питания учащихся  общеобразовательных школ возрастная категория: 11-17 лет-столовая доготовочная

Скачать

В обоих меню имеется приложение-среднее потребление пищевых нутриентов




Утвержден новый СанПиН по организации питания школьников — Российская газета

Утверждены новые санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения. Они будут действовать с 1 января 2021 г. до 1 января 2027 г. Документ затрагивает очень много сфер. Но один из самых важных его разделов посвящен особенностям организации общественного питания детей. То есть в школах, детских садах, лагерях и т.д.

Что в нем интересного? Обновлен перечень продуктов, запрещенных для организованного питания детей. В нем - мясо диких животных, пирожные и торты, макароны по-флотски, грибы, квас, горчица, кетчуп, майонез, кофе и "энергетики", жвачка, карамель, картофельные и кукурузные чипсы, сырокопченая и ливерная колбаса, форшмак из сельди, пальмовое и кокосовое масло, арахис. И это далеко не полный список "запрещенки".

При этом в школах разрешено ставить вендинговые автоматы. Правда, продаваться там будет только здоровая пища.

Через аппараты для автоматической выдачи допускаются к реализации: пищевая продукция промышленного изготовления в мелкоштучной упаковке (соки, нектары, стерилизованное молоко, молочная продукция, питьевая негазированная вода, орехи (кроме арахиса), сухофрукты, говорится в документе. А также в потребительской упаковке не более 100 граммов: мучные кондитерские изделия, в том числе обогащенные микронутриентами (витаминизированные) со сниженным содержанием глютена, лактозы, сахара.

В школьном меню обязательно должно быть горячее питание. Замена его буфетной продукцией не допускается. Меню допускается корректировать с учетом климато-географических, национальных, конфессиональных и территориальных особенностей. И есть даже подробная таблица, какой продукт чем можно заменить. Например, 100 граммов говядины можно заменить 104 граммами оленины.

Также будут использоваться продукты, обогащенные витаминами и микроэлементами. А для детей, нуждающихся в лечебном и диетическом питании, будет разрабатываться индивидуальные меню.

Под запретом - пирожные и торты, майонез, кофе, жвачка

В целях профилактики йододефицитных состояний у детей должна использоваться соль поваренная пищевая йодированная при приготовлении блюд и кулинарных изделий, говорится в документе.

Что еще интересно? Выдавать "сухой паек" детям разрешено только во время поездки или мероприятий длительностью до четырех часов. Свыше 4 часов - должно быть организовано горячее питание.

Безопасность

В семейные ценности жестокость не входит

На XI Всероссийском форуме "Вместе - ради детей!" Тюменская область представила социальные инновации, направленные на создание безопасной среды для развития детей, профилактики жестокого обращения и привлечения внимания общественности к вопросам формирования семейных ценностей.

Как одну из лучших практик форума профессиональное сообщество отметило "Детство безопасности". Проект воплощают в жизнь специалисты органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социально ориентированные некоммерческие организации.

На первом этапе выявляются подростки и семьи целевых групп на основе маркеров социальных рисков и угроз. Затем реализуется комплекс региональных мер. Инспекторы по охране детства обучают школьников способам реагирования в опасных ситуациях. Подростки учатся защищаться в рамках проекта "Убереги себя от насилия". Киберпатруль Тюменской области выявляет в интернет-пространстве несовершеннолетних, имеющих маркеры неблагополучия. Проект "Безопасность 0+" обеспечивает информационную безопасность детей в местах общего пользования со свободным доступом ко Всемирной сети. В регионе действует более десятка форм и методов просвещения родителей по вопросам безопасности детей. Технологии распространяются на каждый муниципалитет.

Требования СанПиН 2.4.5.2409-08 к разработке меню — Студопедия

Меню для школьного питания разрабатывается на основе требований СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования», раздел VI. «Требования к организации здорового питания и формированию примерного меню».

6.1. Для обеспечения обучающихся здоровым питанием, составными частями которого являются оптимальная количественная и качественная структура питания, гарантированная безопасность, физиологически технологическая и кулинарная обработка продуктов и блюд, физиологически обоснованный режим питания, следует разрабатывать рацион питания.

6.2. Рацион питания обучающихся предусматривает формирование набора продуктов, предназначенных для питания детей в течение суток или иного фиксированного отрезка времени.

6.3. На основании сформированного рациона питания разрабатывается меню, включающее распределение перечня блюд, кулинарных, мучных, кондитерских и хлебобулочных изделий по отдельным приемам пищи (завтрак, обед, полдник, ужин).

6.4. Для обеспечения здоровым питанием всех обучающихся образовательного учреждения необходимо составление примерного меню на период не менее двух недель (10 - 14 дней), в соответствии с рекомендуемой формой составления примерного меню (приложение 2 настоящих санитарных правил), а также меню-раскладок, содержащих количественные данные о рецептуре блюд.


6.5. Примерное меню разрабатывается юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, обеспечивающим питание в образовательном учреждении, и согласовывается руководителями образовательного учреждения и территориального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

6.6. Примерное меню разрабатывается с учетом сезонности, необходимого количества основных пищевых веществ и требуемой калорийности суточного рациона, дифференцированного по возрастным группам обучающихся (7 - 11 и 12 - 18 лет).

Примерное меню при его практическом использовании может корректироваться с учетом социально-демографических факторов, национальных, конфессиональных и территориальных особенностей питания населения, при условии соблюдения требований к содержанию и соотношению в рационе питания основных пищевых веществ.


6.7. При разработке примерного меню учитывают: продолжительность пребывания обучающихся в общеобразовательном учреждении, возрастную категорию и физические нагрузки обучающихся.

6.8. Для обучающихся образовательных учреждений необходимо организовать двухразовое горячее питание (завтрак и обед). Для детей, посещающих группу продленного дня, должен быть организован дополнительно полдник.

При круглосуточном пребывании должен быть предусмотрен не менее чем пятикратный прием пищи. За 1 час перед сном в качестве второго ужина детям дают стакан кисломолочного продукта (кефир, ряженка, йогурт и др.). Интервалы между приемами пищи не должны превышать 3,5 - 4-х часов.

6.9. С учетом возраста обучающихся в примерном меню должны быть соблюдены требования настоящих санитарных правил по массе порций блюд (приложение 3 настоящих санитарных правил), их пищевой и энергетической ценности, суточной потребности в основных витаминах и микроэлементах для различных групп обучающихся в общеобразовательных учреждениях (приложение 4 настоящих санитарных правил) и учреждениях начального и среднего профессионального образования (приложение 4 настоящих санитарных правил).

6.10. Примерное меню должно содержать информацию о количественном составе блюд, энергетической и пищевой ценности, включая содержание витаминов и минеральных веществ в каждом блюде. Обязательно приводятся ссылки на рецептуры используемых блюд и кулинарных изделий в соответствии со сборниками рецептур. Наименования блюд и кулинарных изделий, указываемых в примерном меню, должны соответствовать их наименованиям, указанным в использованных сборниках рецептур.

6.11. Производство готовых блюд осуществляется в соответствии с технологическими картами, в которых должна быть отражена рецептура и технология приготавливаемых блюд и кулинарных изделий. Технологические карты должны быть оформлены в соответствии с рекомендациями (приложение 5 настоящих санитарных правил).

Описание технологического процесса приготовления блюд, в т.ч. вновь разрабатываемых блюд, должно содержать в себе рецептуру и технологию, обеспечивающую безопасность приготавливаемых блюд и их пищевую ценность.

6.12. При разработке меню для питания учащихся предпочтение следует отдавать свежеприготовленным блюдам, не подвергающимся повторной термической обработке, включая разогрев замороженных блюд.

6.13. В примерном меню не допускается повторение одних и тех же блюд или кулинарных изделий в один и тот же день или в последующие 2 - 3 дня.

6.14. В примерном меню должно учитываться рациональное распределение энергетической ценности по отдельным приемам пищи.

При одно-, двух-, трех- и четырехразовом питании распределение калорийности по приемам пищи в процентном отношении должно составлять: завтрак - 25%, обед - 35%, полдник - 15% (для обучающихся во вторую смену - до 20 - 25%), ужин - 25%.

При круглосуточном пребывании обучающихся, при пятиразовом питании: завтрак - 20%, обед - 30 - 35%, полдник - 15%, ужин - 25%, второй ужин - 5 - 10%.

При организации шестиразового питания: завтрак - 20%, второй завтрак - 10%, обед - 30%, полдник - 15%, ужин - 20%, второй ужин - 5%.

Допускается в течение дня отступления от норм калорийности по отдельным приемам пищи в пределах ±5%, при условии, что средний процент пищевой ценности за неделю будет соответствовать вышеперечисленным требованиям по каждому приему пищи.

6.15. В суточном рационе питания оптимальное соотношение пищевых веществ: белков, жиров и углеводов - должно составлять 1:1:4 или в процентном отношении от калорийности как 10-15%, 30-32% и 55-60%, соответственно, а соотношения кальция к фосфору как 1:1,5.

6.16. Питание обучающихся должно соответствовать принципам щадящего питания, предусматривающим использование определенных способов приготовления блюд, таких как варка, приготовление на пару, тушение, запекание, и исключать продукты с раздражающими свойствами.

6.17. Ежедневно в рационах 2 - 6-разового питания следует включать мясо, молоко, сливочное и растительное масло, хлеб ржаной и пшеничный (с каждым приемом пищи). Рыбу, яйца, сыр, творог, кисломолочные продукты рекомендуется включать 1 раз в 2 - 3 дня.

6.18. Завтрак должен состоять из закуски, горячего блюда и горячего напитка, рекомендуется включать овощи и фрукты.

6.19. Обед должен включать закуску, первое, второе (основное горячее блюдо из мяса, рыбы или птицы) и сладкое блюдо. В качестве закуски следует использовать салат из огурцов, помидоров, свежей или квашеной капусты, моркови, свеклы и т.п. с добавлением свежей зелени. В качестве закуски допускается использовать поционированные овощи (дополнительный гарнир). Для улучшения вкуса в салат можно добавлять свежие или сухие фрукты: яблоки, чернослив, изюм и орехи.

6.20. В полдник рекомендуется включать в меню напиток (молоко, кисломолочные продукты, кисели, соки) с булочными или кондитерскими изделиями без крема.

6.21. Ужин должен состоять из овощного (творожного) блюда или каши; основного второго блюда (мясо, рыба или птица), напитка (чай, сок, кисель). Дополнительно рекомендуется включать в качестве второго ужина фрукты или кисломолочные продукты и булочные или кондитерские изделия без крема.

6.22. Фактический рацион питания должен соответствовать утвержденному примерному меню. В исключительных случаях допускается замена одних продуктов, блюд и кулинарных изделий на другие при условии их соответствия по пищевой ценности и в соответствии с таблицей замены пищевых продуктов (приложение 6 настоящих санитарных правил), что должно подтверждаться необходимыми расчетами.

6.24. Ежедневно в обеденном зале вывешивают утвержденное руководителем образовательного учреждения меню, в котором указываются сведения об объемах блюд и названия кулинарных изделий.

Приложение 2

к СанПиН 2.4.5.2409-08

Рекомендуемая форма

составления примерного меню и пищевой ценности приготовляемых блюд

День: _______________Неделя: ______________ Сезон: _________________

Возрастная категория: _______________

№ рецептуры Прием пищи, наименование блюда Масса порции Пищевые вещества (г) Энергетическая ценность (ккал) Витамины (мг) Минеральные вещества (мг)
Б Ж У B1 C A E Ca P Mg Fe
                             
                             

Приложение 3

к СанПиН 2.4.5.2409-08

Рекомендуемая масса порций блюд (в г) для обучающихся различного возраста

Название блюд Масса порций в граммах для обучающихся двух возрастных групп
с 7 до 11 лет с 11 лет и старше
Каша, овощное, яичное, творожное, мясное блюдо 150 - 200 200 - 250
Напитки (чай, какао, сок, компот, молоко, кефир и др.)
Салат 60 - 100 100 - 150
Суп 200 - 250 250 - 300
Мясо, котлета 80 - 120 100 - 120
Гарнир 150 - 200 180 - 230
Фрукты

Приложение 4

к СанПиН 2.4.5.2409-08

Потребность в пищевых веществах и энергии обучающихся общеобразовательных учреждений

в возрасте с 7 до 11 и с 11 лет и старше

Название пищевых веществ Усредненная потребность в пищевых веществах для обучающихся двух возрастных групп
с 7 до 11 лет с 11 лет и старше
Белки (г)
Жиры (г)
Углеводы (г)
Энергетическая ценность (ккал)
Витамин B1 (мг) 1,2 1,4
Витамин B2 (мг) 1,4 1,6
Витамин C (мг)
Витамин A (мг рет. экв) 0,7 0,9
Витамин E (мг ток. экв)
Кальций (мг)
Фосфор (мг)
Магний (мг)
Железо (мг)
Цинк (мг)
Йод (мг) 0,1 0,12

Распределение в процентном отношении потребления

пищевых веществ и энергии по приемам пищи обучающихся в образовательных учреждениях

Прием пищи Доля суточной потребности в пищевых веществах и энергии
Завтрак в школе (первая смена) 20 - 25%
Обед в школе 30 - 35%
Полдник в школе 10%
Итого 60 - 70%

Лекция № 15 – 16

Примерное меню для дошкольника

В дошкольные годы ваш ребенок должен есть те же продукты, что и остальные члены семьи, с упором на продукты, имеющие питательную ценность. Сюда входят свежие овощи и фрукты, обезжиренные или нежирные молочные продукты (молоко, йогурт, сыры), нежирное мясо (курица, индейка, рыба, нежирный гамбургер), цельнозерновые крупы и хлеб. В то же время ограничьте или исключите нездоровую пищу из рациона вашего ребенка, а также откажитесь от сладких напитков. См. Следующие примеры идей меню для четырехлетнего ребенка.

Примечание. Это меню предназначено для четырехлетнего ребенка, который весит приблизительно 36 фунтов (16,5 кг).

1 чайная ложка = 1⁄3 столовой ложки (5 мл)

1 столовая ложка = ½ унции (15 мл)

1 унция = 30 мл

1 чашка = 8 унций (240 мл)

Завтрак

Закуска

Обед

Закуска

Ужин

Если ваша семья хотела бы добавить маргарин, масло или заправку для салата в качестве «дополнения» к любому блюду, по возможности выбирайте обезжиренные или более здоровые варианты и давайте ребенку только 1 или 2 чайные ложки.

Дополнительная информация на HealthyChildren.org:

Информация, содержащаяся на этом веб-сайте, не должна использоваться вместо медицинской помощи и рекомендаций вашего педиатра. Ваш педиатр может порекомендовать различные варианты лечения в зависимости от индивидуальных фактов и обстоятельств.

.

Примерное меню для годовалого ребенка

При планировании меню вашего ребенка помните, что холестерин и другие жиры очень важны для его нормального роста и развития, поэтому их нельзя ограничивать в этот период. Если вы сохраните калорийность вашего ребенка примерно на уровне 1000 калорий в день, вам не придется беспокоиться о перекармливании и о том, что он или она рискуют набрать слишком много веса. См. Следующие примеры идей меню для годовалого ребенка.

Примечание: эти варианты меню предназначены для годовалого ребенка, который весит примерно 21 фунт (9.5 кг).

1 чайная ложка = 1/3 столовой ложки (5 мл)

1 столовая ложка = ½ унции (15 мл)

1 чашка = 8 унций (240 мл)

1 унция = 30 мл

Завтрак

Закуска

Обед

Закуска

Ужин

Дополнительная информация о HealthyChildren.org:


Информация, содержащаяся на этом веб-сайте, не должна использоваться вместо медицинской помощи и рекомендаций вашего педиатра. Ваш педиатр может порекомендовать различные варианты лечения в зависимости от индивидуальных фактов и обстоятельств.

.

Приложение M: Примеры меню | Школьное питание: строительные блоки для здоровых детей

НЕДЕЛЯ 4

На выбор:

На выбор:

На выбор:

На выбор:

На выбор:

Тетраццини из курицы (1 с) с пастой WG

Куриная котлета на гриле (1.5 унций) на WW Bun

Old Fashioned Hamburger (2,5 унции) на булочке WW

Сэндвич с запеченной в духовке рыбой (4 унции) на булочке WW

Лазанья (2 унции мясного соуса, паста WG)

Chef Salad (1 унция индейки, 1 унция сыра LF, 1 ромэн)

LF Пицца Пепперони WG тесто (30 г мяса, 30 г сыра)

Сыр-гриль с овощным супом (¾ c)

Салат тако (2 унции мяса тако, 1 унция тертого чеддера, 0.25 унций чипсов тортильи, 6 унций смеси ромена)

Салат из тунца с майонезом RF (¼ c) на салате Айсберг (½ c)

Обрезка для сэндвичей (салат, помидоры)

Обрезка для сэндвичей (салат, помидоры)

Обрезка для сэндвичей (салат, помидоры, маринад)

Английский горошек (½ c)

Кремовый салат из капусты (½ ст)

Хрустящий зеленый салат (½ c) с помидорами и огурцами

Татер, запеченные в духовке (½ c)

Зеленая фасоль с приправами (½ c)

California Vegetables (цветная капуста, брокколи, морковь) (½ c)

Запеченный картофель фри из сладкого картофеля (½ c)

Нарезанные огурцы (½ с)

Цельнозерновая кукуруза (½ c)

Котлеты из батата (½ c)

Выбор 1:

Выбор 1:

Выбор 1:

Выбор 1:

Выбор 1:

Дольки ананаса (½ кусочка)

Выбор свежих фруктов (персик)

Яблочное пюре (½ стакана)

Выбор свежих фруктов (виноград без косточек, ½ с)

Груши, нарезанные кубиками (½ c)

Выбор свежих фруктов (мандарин)

Нарезанные персики (½ с)

Выбор свежих фруктов (ломтики яблока, ½ с)

Чашка для смешанных фруктов (½ c)

Выбор свежих фруктов (банан)

WG Тост с чесноком (1 унция)

Рулет из цельного зерна (0.9 унций)

Молоко - нежирное обезжиренное молоко, обезжиренный шоколад на выбор, со вкусом обезжиренного молока (8 унций)

Молоко - нежирное обезжиренное молоко, обезжиренный шоколад на выбор, со вкусом обезжиренного молока (8 унций)

Молоко - нежирное обезжиренное молоко, обезжиренный шоколад на выбор, со вкусом обезжиренного молока (8 унций)

Молоко - нежирное обезжиренное молоко, обезжиренный шоколад на выбор, со вкусом обезжиренного молока (8 унций)

Молоко - нежирное обезжиренное молоко, обезжиренный шоколад на выбор, со вкусом обезжиренного молока (8 унций)

Легкий соус для ранчо (1 унция)

Кетчуп (9 г)

Легкий соус для ранчо (1 унция)

Легкая сметана (1 унция)

Итальянский соус (1 унция)

Итальянский соус (1 унция)

Light Ranch Dip (1 унция)

Кетчуп (9 г)

Сальса (1 унция)

.

Меню вашей школы на Schoolmenu.com

Данные о питании на сайте SchoolMenu.com не должны использоваться и не обеспечивают планирование меню для ребенка с заболеванием или пищевой аллергией. Ингредиенты и пункты меню могут быть изменены или заменены без предварительного уведомления. Пожалуйста, проконсультируйтесь с врачом за помощью в планировании или лечении заболеваний. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО USDA - Министерство сельского хозяйства США запрещает дискриминацию своих клиентов, сотрудников и кандидатов на работу по признаку расы, цвета кожи, национального происхождения, возраста, инвалидности, пола, гендерной идентичности, религии, репрессалий и, где это применимо, политических убеждений. семейное положение, семейный или родительский статус, сексуальная ориентация, или весь или часть дохода человека получена из любой программы государственной помощи или защищенной генетической информации при трудоустройстве или в любой программе или деятельности, проводимой или финансируемой Департаментом.(Не все запрещенные основания будут применяться ко всем программам и / или деятельности по найму.) Если вы хотите подать жалобу на дискриминацию в рамках программы гражданских прав, заполните форму жалобы о дискриминации в рамках программы USDA, которую можно найти в Интернете по адресу http: //www.ascr.usda .gov / Complaint_filing_cust.html, или в любом офисе Министерства сельского хозяйства США или по телефону (866) 632-9992, чтобы запросить форму. Вы также можете написать письмо, содержащее всю информацию, запрошенную в форме. Отправьте нам заполненную форму жалобы или письмо по почте в США.Департамент сельского хозяйства, директор, Управление судебного разбирательства, 1400 Индепенденс-авеню, S.W., Вашингтон, округ Колумбия, 20250-9410, по факсу (202) 690-7442 или по электронной почте [email protected]. Глухие, слабослышащие или люди с нарушениями речи могут связаться с USDA через Федеральную службу ретрансляции по телефону (800) 877-8339; или (800) 845-6136 (испанский). USDA - поставщик равных возможностей и работодатель

.

Примерное меню для детей от 8 до 12 месяцев

Теперь, когда ваш ребенок ест твердую пищу, планирование приема пищи может быть более сложной задачей. В этом возрасте вашему ребенку требуется от 750 до 900 калорий каждый день, от 400 до 500 из которых должны поступать с грудным молоком или смесью (примерно 24 унции [720 мл] в день). См. Следующие примеры меню для ребенка в возрасте от восьми до двенадцати месяцев.

1 чашка = 8 унций [240 мл]

4 унции = 120 мл

6 унций = 180 мл

Завтрак

Полдник

Обед

Закуска

Ужин

Перед сном


Информация, содержащаяся на этом веб-сайте, не должна использоваться вместо медицинской помощи и рекомендаций вашего педиатра. Ваш педиатр может порекомендовать различные варианты лечения в зависимости от индивидуальных фактов и обстоятельств.

.

О санпин-чае | DeviantArt

Я люблю рисовать старомодным карандашом 2-b. Даже не механический. Я люблю читать мангу и visual kei. Я думаю, что цветы, когда они изображены реалистично, чертовски легче рисовать, чем людей.

Любимый жанр музыки: R&B, все, что угодно с фортепиано или скрипкой
Любимый стиль искусства: все красивое
Операционная система: Microsoft
Любимый мультипликационный персонаж: Цукими из Kuragehime
Личная цитата: Я сплю, потому что реальность не лучше моей мечты

Любимый визуальный художник

Наоко Такеучи, Ёситака Амано

Любимые фильмы

Кинофильм Tekken

Любимые группы / музыкальные исполнители

Alice Nine

Любимые писатели

K.

LaurrelГамильтон, Энтони Бурден

Любимые игры

Final Fantasy X, Kingdom Hearts

Любимая игровая платформа

PS3

Торговые инструменты

Карандаш, акварель, GIMP

Другие интересы

visual kei, чтение зеленый чай

.

Смотрите также