Можно ли пить святую воду


что с ней можно делать, а что нельзя — Российская газета

В дни праздника Крещения и накануне, в день Крещенского сочельника, вопрос о святой воде встает особенно остро. Нет, в этом предложении нет никакой ошибки, но об этом позже. Сначала вопросы, чаще всего задаваемые о святой воде. Зачем нужна святая вода, как с ней обращаться? Что можно со святыней делать, а что категорически нельзя? Правда ли, что святая вода не портится? Можно ли святую воду выливать? Что делать, если не успел запасти святую воду?

Начнем с праздника Крещения Господня: 19 января вечером, как ни странно, Крещение не заканчивается. Праздник Крещения Господня, или Святого Богоявления длится 8 дней. В Церкви говорят "праздник Крещения Господня имеет 8 дней попразднства", то есть с 19 января до 27 января в храмах звучат молитвословия, посвященные именно Крещению Иисуса Христа. И только 27 января проходит "отдание праздника Крещения, или Богоявления" - в последний раз в этом году торжественно исполняются молитвословия самого праздника. С длительностью праздника Крещения разобрались. Перейдем к ответам на вопросы о святой воде.

1. Что такое святая вода? Обычная по происхождению и составу вода, которая после совершения особого молебна приобрела освящающие, благодатные и исцеляющие свойства. Молебен называется водоосвящением, или водосвятием.

2. Для чего используют святую воду? В православной Церкви святая вода считается источником Божьей благодати в таинственном освящении всех и всего. Она сопровождает верующего с момента его крещения и до упокоения: тело усопшего, гроб, и даже земля на кладбище кропятся святой водой. Святая вода сопутствует верующему всю его жизнь, и не только в болезнях. Святой водой благословляют путешествующего, окропляют учащихся перед началом обучения. Освящают дом - перед началом строительства, и потом, когда мы там уже живем. И, конечно, святой водой окропляют все предметы церкви, имеющие священное назначение.

3. На основании чего святой воде приписывают такую силу? На основании опыта миллионов. Специально не стану ссылаться на древних отцов Церкви, процитирую  людей просвещенных. "Освященная вода, - писал образованнейший человек XIX века, богослов, профессор, святитель Димитрий Херсонский (в миру Климент Иванович Муретов, 1811 - 1883 гг.), - имеет силы к освящению душ и телес всех, пользующихся ею". Другой наш святой, преподобный Серафим Вырицкий (в миру Василий Николаевич Муравьев, 1866 - 1949 гг.), на долю которого выпала жизнь в крайне сложный и трагичный период нашей Родины, человек глубочайшего ума, наделенный даром прозрения, сам много болевший, всегда советовал окроплять крещенской водой продукты и всю пищу. По свидетельству очевидцев, когда кто-нибудь болел, преподобный Серафим благословлял принимать по столовой ложке освященной воды через каждый час. Считал, что сильнее лекарств, чем святая вода и освященное масло, нет.

А вот совет не только священнослужителя и богослова, но и гениального хирурга, основоположника метода региональной анестезии, автора всемирно известного учебника "Очерки гнойной хирургии", врача, спасшего без преувеличения в прямом медицинском смысле этого слова десятки тысяч больных. "Пейте святую воду как можно чаще. Это самое лучшее и наиболее эффективное лекарство. Говорю не только как священник, но и как врач. Из моего опыта в медицине", - учил святитель Лука Войно-Ясенецкий (1877 - 1961 гг.).

4. Как действует святая вода? Святая вода не магическая панацея, она имеет силу только если в нас живет вера, покаяние, смирение и милосердие. В молитве на освящение воды есть такое прошение к Богу: "...соделай, чтобы она [вода] силою, действием и благодатию Пресвятого Духа, явилась для всех с верою пьющих ее, принимающих и окропляющихся ею рабов Твоих грехов прощением, освобождением от страстей, избавлением от всякого зла, умножением добродетелей, исцелением болезней..". То есть святая вода не только исцеляет от болезней духовных и физических, но и освобождает нас от страстей, что, по мнению отцов Церкви, является причиной наших болезней, защищает от зла, направляет нас к добру. Только вот автоматизма тут нет: выпил святой воды, окропил ею дом, и порядок. Святитель Феофан Затворник (Георгий Васильевич Говоров, 1815 -1894 гг.) сформулировал условия, при которых святая вода действует. "Вся благодать, идущая от Бога через святой Крест, святые иконы, святую воду, мощи, освященный хлеб и другое, включая Святейшее Причастие Тела и Крови Христовых, - имеет силу лишь для тех, кто достоин этой благодати через покаянные молитвы, покаяние, смирение, служение людям, дела милосердия и проявление других добродетелей христианских", - пишет святой. Но если этого нет, если нет сердечной, искренней веры, если нет покаяния и покаянной молитвы, если нет смирения, нет служения людям и дел милосердия, то благодать этих святынь не спасет, "она не действует автоматически, и бесполезна для нечестивых и мнимых христиан, лишенных этих добродетелей".

5. Как принимать святую воду? Водой нужно пользоваться благоговейно. По традиции святую воду принимают натощак по утрам, что объяснимо: первым делом человек вкушает святыню, а потом уже приступает к обычной пище. Что касается оставшихся суток, то в Типиконе, книге, фиксирующей церковные правила, сказано, что неразумно воздерживаться от святой воды по причине употребления пищи: "Да будет известно всем: отлучающие себя от святой воды по той причине, что уже вкусили пищу, не доброе творят, ибо благодать Божия дана на освящение миру и всей твари. Так же и кропим ею всюду, и во всяких нечистых местах, и даже под ногами нашими. И где же разум у тех, кто не пиет ее по причине вкушения пищи". То есть Церковь не запрещает пить святую воду в любое время и укоряет тех, кто считает, что пить ее не натощак нельзя. "В агиасме мы имеем не простую воду духовной значимости, но новое бытие, духовнотелесное бытие, взаимосвязанность неба и земли, благодати и вещества, и притом весьма тесное", - утверждает Церковь.

Святой водой можно помазывать больные места. Не делать компрессы, а помазываться, например, крестообразно. Дело не в количестве воды, не в длительности контакта ее с телом. Дело в соприкосновении со святыней, от которой вы тоже хотите получить благодать во исцеление. Делать все надо с молитвой.

6. Как хранить святую воду? Как обычную воду, только стоит подписать емкость, чтобы случайно не вылить и не использовать не по назначению, неблагоговейно.

7. Портится святая вода, или нет? Есть достоверные свидетельства того, что святая вода у верующих в лагерях, где они берегли святыню, как зеницу ока, не портилась даже после многих разбавлений. Не портится святая вода у многих и сейчас. На это нет простых объяснений, скорее всего надо вспомнить слова Христа: "По вере вашей да будет вам".

8. Что делать, если святая вода испортилась? Святую воду не выливают в раковину, не выплескивают на землю. Ее выливают в "непопираемое" место, то есть в то место, по которому не ходят люди (не попирают ногами) и не бегают собаки. Можно вылить воду в реку, можно в цветочный горшок, в чистое место под дерево.

9. Существует ошибочное мнение, будто есть разница между водой, освященной в Крещенский сочельник, накануне праздника Богоявления, 18 января, и собственно Крещенской водой, освященной 19 января. Это миф, и 18-го, и 19-го января вода освящается одним и тем же великим чином. Называется эта святая вода "великая агиасма", то есть великая святыня ("агиасма" на греческом - это "святыня"). В отличие от воды, освященной в другие дни. Такая вода называется "малая агиасма" и освящается она иначе.

Как добывают святую воду? - Православный журнал "Фома"

Где ее брать, как пить и что еще с ней можно делать, - в Слайдах "Фомы".

01

Что такое святая вода?

Изначально — обычная пригодная для питья вода из любого источника (водопровод, родник, озеро и так далее), которая во время специального богослужения (молебна) приобретает особую благодать по вере использующих ее людей. Есть два вида освящения воды: великое и малое.

02

Что такое великое освящение воды?

Специальный чин освящения воды. Совершается два раза в году — в Крещенский сочельник (18 января) и на само Крещение (19 января). Эта вода считается особой святыней и называется Крещенской. Иногда люди делят эту воду на «Крещенскую» и «Богоявленскую», но это — суеверие. Никакой разницы между ними нет — это одна и та же Крещенская вода.

03

Что такое малое освящение воды?

Может совершаться в любое время на водосвятном молебне. Чаще всего его совершают после воскресных или праздничных богослужений, обычно сопровождается кроплением верующих святой водой.

04

Что такое Агиасма?

По-гречески ἁγίασμα — святыня. Сейчас в православии так называют святую воду. Великая агиасма — Крещенская вода, малая — вся остальная святая вода.

05

Когда еще освящается вода?

Во время таинства Крещения. После этого в нее трижды погружается крещаемый со словами: «Во имя Отца. Аминь», «И Сына. Аминь», «И Святаго Духа. Аминь». Эту воду не пьют, ее не используют для освящения чего-либо или просто кропления людей. Чин освящения воды в таинстве Крещения говорит исключительно о том, что она освящается только для крещения людей. После совершения таинства эта вода выливается в особое «непопираемое» место (участок земли, где не ходят люди и животные).

06

Для чего используют святую воду?

Крещенскую воду верующие принимают понемногу как великую святыню. Святую воду, освященную малым чином на обычном водосвятном молебне, используют при освящении храмов, икон, церковной утвари, домов и любых бытовых предметов. Как и Крещенскую воду, ее можно пить.

07

Как пить святую воду?

Крещенскую воду обычно принимают натощак, но во время болезни можно пить в течение дня. Вот что написано об этом в Типиконе (церковный устав) в день праздника Крещения Господня: «Да будет известно всем о святой воде: отлучающие себя от святой воды по той причине, что уже вкусили пищу, не доброе творят, ибо благодать Божия дана на освящение миру и всей твари. Так же и кропим ею всюду, и во всяких нечистых местах, и даже под ногами нашими. И где же разум у тех, кто не пиет ее по причине вкушения пищи». В церковной традиции это было воспринято как разрешение пить крещенскую воду независимо от еды в день праздника и в сочельник (18 января). В остальное время сохраняется традиция пить крещенскую воду только натощак. Воду от малого освящения пьют в течение дня (по желанию).

Подборка популярных вопросов и ответов, связанных с употреблением святой воды

08

Святая вода из храма и вода из источника

— одно и то же?

Нет. Есть много природных источников, которые церковь признает святыми. Воду из них можно пить и даже окунаться в нее (часто в таких местах строят специальные купальни). Воду из такого источника — в отличие от воды, освященной в храме, — нельзя использовать для освящения домов или чего-либо еще.

09

Святая вода — целебная?

«Нельзя пить святую воду как волшебное зелье, которое поможет избавиться от болезней и проблем. Христиане верят, что святая вода сообщает особую благодать Божию тем, кто ее пьет. Но без усилия самого человека, без работы его души, без веры и стремления быть ближе к Господу, сама по себе святая вода не творит никаких чудес», — протоиерей Андрей Ефанов.

10

Можно ли «разбавить» святую воду?

Иногда разбавляют Крещенскую воду, но не принято разбавлять святую воду с обычного молебна. Приходить на освящение воды с гигантскими канистрами не стоит. Но даже если у вас есть большие запасы святой воды, все равно старайтесь не пропускать богослужения.

как правильно пить святую воду, чтобы не болеть

Сегодня, 19 января, во всех храмах и приходах Новосибирска проходят богослужения в честь праздника Крещения Господня — идут праздничные богослужения и великое освящение воды, за которой пришли тысячи горожан.  Корреспондент НДН.инфо пообщался с православными.  

В Новосибирске люд с утра ринулся в храмы за святой водой. Работникам храмов пришлось столкнуться с людьми, слишком прямолинейно понимающими слова Спасителя: "Царство Небесное силою берется». А для чего люди берут святую воду?

«Как-то я специально спрашивал об этом людей, томящихся на морозе в ожидании, когда их пропустят в заветную калиточку, где разливали святую воду, — рассказывает известный в Новосибирске православный журналист Валерий Мельников. —  Все ответы можно свести к одному: «Чтобы не болеть». Российскому народу неважно: святая ли это вода, омофор Божией Матери, зуб медведя, которого кормил преподобный Серафим Саровский, оберег из сувенирной лавки, шарф, в который кутался Далай-лама, главное — «лишь бы не болеть». Печально.

Мне нередко возражают:  ведь и Иисус исцелял людей! Да исцелял, но исцелял для того, чтобы люди поверили, что Он является тем самым Мессией-Христом, которого с нетерпением ожидал иудейский народ. А теперь? «Лишь бы не болеть…»

По словам Валерия Григорьевича, о самом жутком применении святой воды он однажды услышал от своей хорошей знакомой. «Как-то она мне позвонила и восторженно стала рассказывать, как безуспешно боролась с засором раковины на кухне, пока не вылила туда святую воду, взятую накануне на праздник Крещения. «Все мгновенно очистилось!» — радостно кричала она в трубку, — вспоминает Мельников. —  Когда я ей сказал, что она совершила грех, знакомая сильно расстроилась и сказала, что сходит в церковь поставить свечку «на всякий случай». Этим и ограничивается православие нашего народа, о котором так любят вещать перед всероссийской паствой — «на всякий случай» и «чтобы не болеть».

В последние годы в Новосибирске священникам удается организовать раздачу воду всем желающим, но все равно ажиотажа избежать сложно.

«Досадно наблюдать достойные сожаления сцены, когда верующие, пришедшие за святой водой, буквально дерутся из-за нее, — говорит настоятель Собора во имя святого князя Александра Невского Александр Новопашин. — Нужно помнить, что от святой воды, взятой со скандалом, вряд ли будет должная польза. Не нужно рваться первыми к емкостям со святой водой».

Кстати, весьма распространено суеверие, что свойства святой воды объясняются тем, что при ее освящении присутствует серебро. Глубокое заблуждение, серебро здесь ни при чем.

«Я провожу освящение деревянным крестом, не потакать же невежеству, — продолжает Александр Новопашин. — Вода освящается молитвой. И последнее: некоторые хозяйки на Крещение специально заготавливают воду, чтобы потом в ней солить огурцы, так как считают, что в воде, набранной в день Крещения, огурцы солятся лучше. Как говорится, по вере вашей и будет вам: солить огурцы в воде, освященной в церкви, грешно».

Накануне Новосибирская митрополия опубликовала правила обращение с крещенской водой, которая, по православному поверью, в праздник обретает особенную силу.

Крещенская вода канонически у православных называется «великая агиасма», что в переводе с греческого означает «святыня». Накануне Крещения и в сам праздник принято запасаться святой водой.

К святыне следует относиться с почтением. Воду набирают в чистый сосуд и ставят, как правило, туда, где находятся иконы. В старину это называлось «красный угол».

 «Есть благочестивый обычай пить святую воду натощак каждый день или тогда, когда человек чувствует необходимость в духовной помощи. Недопустимо использование крещенской воды для гаданий, приворотов и прочих языческих и оккультных обрядов», – говорится в сообщении митрополии.

Церковь также призвала не воспринимать всерьез связанные со святой водой суеверия. Самые популярные из них в том, что для большей благодати надо набрать воды из трех храмов, а в Навечерие Богоявления вода более святая, чем в сам праздник.

Бытует мнение, что крещенская вода долгое время не портится. Если вода все-таки зацвела или как-то иначе испортилась, выливать ее следует в непопираемое место, говорится в правилах митрополии.

Считается, что вода после первого человека, попившего из посуды, теряет свою святость. Это мнение оскорбительно как по отношению к святыне, так и по отношению к тому человеку, после которого святыня якобы теряет свою святость. Не стоит скандалить и шуметь в очереди за водой, иначе все ваши старания окажутся напрасными, — от святой воды, взятой со скандалом, вряд ли будет должная польза. Дома воду хранят в подобающем месте, желательно рядом с иконами.

Нельзя, например, держать ее вместе со спиртными напитками или косметикой  или ставить в тот угол, где расположен телевизор. Чтобы святую воду не спутать с водой обычной, желательно на емкости наклеить специальные этикетки с соответствующей надписью. Для того чтобы крещенская вода в течение года всегда была в наличии, по мере ее расходования в емкость добавляют обычную воду. Святой водой принято окроплять жилище.

С молитвой «Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь» окропляются стены в каждой комнате и все подсобные помещения. Можно освящать водой жилище и в другие дни, когда в этом возникает потребность. В каждой комнате окропляют все четыре стены, небольшие подсобные помещения окропляются, стоя во входных дверях.

Можно смачивать святой водой лицо болящего человека, но не следует добавлять воду в ванну для купания. В этом случае святая вода уходит в канализацию, а это грешно. Если по какой-то причине святая вода испортилась, ее нужно вылить либо в комнатные цветы, либо за городом под кустарник, либо в проточную воду.

Илья Инзов

Можно ли пить святую воду на ночь. Можно ли пить святую воду и как правильно пить ее дома? Можно ли умываться святой водой

19 января - один из дней, в который все православные храмы переполнены до отказа, ведь именно в этот день Церковь празднует Крещение Господа Иисуса Христа и по древней традиции совершается освящение воды, которое называют Великим водоосвящением. К сожалению, именно этот церковный праздник сопровождается шлейфом различных народных суеверий, не имеющих основания в церковной традиции. Вместе с клириком саратовского храма Первоверховных апостолов Петра и Павла, священником Василием КУЦЕНКО мы попытаемся рассмотреть наиболее распространенные суеверия, с тем, чтобы понять, как же нужно относиться к святой воде и что с ней делать согласно церковной традиции.

1. Есть вода «богоявленская» (освящается 18 января, в Крещенский сочельник) и «крещенская» (освящается 19 января, в сам день Крещения Господня).

Великое водоосвящение совершается дважды, это правда. Первое водоосвящение - накануне праздника Крещения, 18 января, в Крещенский сочельник, а второе - в сам день праздника. Но никакого отличия у этой воды нет, ведь и 18, и 19 января используется один и тот же чин (то есть последовательность молитв) водоосвящения. Вода, освященная по этому чину, называется Великой агиасмой, то есть Великой святыней. Не бывает отдельно «богоявленской» и отдельно «крещенской» воды, но только — Великая агиасма. В богослужебных книгах Православной Церкви праздник Крещения Господня называется «Святое Богоявление, Крещение Господа нашего Иисуса Христа». Слово «Богоявление» является кратким выражением событий, которые произошли во время Крещения Иисуса Христа от Иоанна Крестителя на реке Иордан. В Евангелии от Матфея это описано так: «Крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3, 16-17). То есть Крещение было явлением Божественной славы и подтверждением Богосыновства Господа Иисуса Христа.

Точно ответить на вопрос, с чем связана практика двух водоосвящений, сложно. Известно, что уже в VI веке в Палестине существовала традиция совершения освящения воды в реке Иордан накануне и в сам день праздника Крещения. В Древней Руси существовал обычай, который сохраняется и до сих пор в некоторых местах, совершать Великое водоосвящение 18 января в храме, а 19 января - вне храма, устраивая крестный ход к специально приготовленной проруби - Иордани.

2. В день Крещения Господня, окунувшись в ледяную купель или облившись водой, можно считать себя крещеным и носить крестик.

Действительно, существует традиция купания в проруби в праздник Крещения Господня. Но это именно купание, а не Таинство Крещения. Хотя, если познакомиться с историей праздника Крещения Господня, то можно увидеть, что именно этот день был раньше днем, в который принимали крещение взрослые люди. Уверовавший в Господа Иисуса Христа человек в течение определенного времени готовился принять Таинство Крещения, которое являлось новым рождением для жизни с Богом и вступлением в Церковь. Такие люди назывались оглашенными. Они изучали Священное Писание и основы христианской веры и готовились перед принятием Крещения покаяться во всех своих грехах, ведь принятие христианства должно начинаться с покаяния, то есть с изменения жизни. Поэтому Крещение без покаяния было попросту невозможно. И вот в праздник Крещения Господня епископ совершал Таинство Крещения взрослых. Такие крещения также совершались накануне праздника Рождества Христова, в Великую Субботу (суббота перед праздником Пасхи), на саму Пасху и на праздник Пятидесятницы, который также называется днем Святой Троицы или Сошествия Святого Духа на апостолов. Великое водоосвящение в день Крещения Господня является напоминанием для современных христиан о древнем крещении оглашенных. Но нужно помнить, что принятию Таинства Крещения предшествовали подготовка, покаяние в грехах и подтверждение искренности своих намерений перед церковной общиной. Поэтому нельзя сказать, что окунуться в прорубь-иордань и принять Крещение - одно и то же.

3. Искупавшись в Крещенскую ночь в проруби, можно избавиться от всех болезней, грехов и сглаза. Если в течение года заболеешь, нужно пить крещенскую воду для исцеления.

Нужно расставить акценты: отдельно - болезни и грех, отдельно - сглаз. Сглаз, порча и тому подобное - это суеверие. И избавляться нужно только от одного - от веры в суеверия. Христиане верят в Бога, а не в сглазы, порчи, привороты и т.п. Обращаясь к Богу в молитвах, мы просим, чтобы Бог защищал нас от зла. Например, в молитве «Отче наш» есть слова: «Избави нас от лукавого», то есть от дьявола. Дьявол - падший ангел, который противится Богу и хочет отвратить человека от Бога, поэтому мы и просим, чтобы Бог избавил нас от дьявола и всего того зла, которое он пытается посеять в людях. Если человек искренне верит в Бога, в то, что Господь Бог защищает верующих от всякого зла, то одновременно с этим верить в порчу, сглаз и тому подобное - невозможно.

Принимая крещенскую воду (как и любую другую святыню, например, просфору или освященный елей - масло) человек может молиться Господу о том, чтобы эта святыня послужила бы ему средством исцеления от болезней. В чинопоследовании Великого водоосвящения есть такие слова: «О еже бытии воде сей освящения дару, грехов избавлению, во исцеление души и тела и на всякую пользу изрядную Господу помолимся» (русский перевод: «Дабы стала эта вода освящения даром, от грехов избавление, для исцеления души и тела и для всякого полезного дела пригодной, Господу помолимся»). Мы просим, чтобы через употребление агиасмы человек получал благодать Божию, очищающую грехи, врачующую душевные и телесные немощи. Но все это не некое механическое

В каких случаях православные пьют святую воду

19 января Русская Православная Церковь совершает празднование Крещения Господня, или Богоявления. На Руси считали, что в ночь на Крещение открываются небеса, когда Иисус Христос, по поверьям, входит в реку. Народное название праздника, «Водокрещи», указывает на главное крещенское событие - водосвятие, или водокрещение.


Крещение Господне также называется Богоявлением, потому что при Крещении на Иордане явился Бог в трёх лицах, Пресвятая Троица: Бог Отец говорил с неба о Сыне, Сын Божий крестился от Иоанна и был засвидетельствован от Бога Отца, Дух Святой сошел на Сына в виде голубя.

Крещение всегда воспринималось как день очищения. Приготовления к празднику начинались накануне: избы мыли и тщательно выметали сор. В крещенский сочельник соблюдался строгий пост до первой «вечёрной» звезды. Взрослые люди полностью воздерживались от еды и стояли весь день на молитве. Даже дети и подростки старались ничего не есть.

Вечером все отправлялись в церковь на службу. По окончании службы совершалось великое водосвятие, которое русские крестьяне считали особенно важным торжеством. Украшение сосуда с освящаемой водой свечами, перевитыми лентами и разноцветными нитями, дало одно из названий крещенскому сочельнику в центральных губерниях – «свечки». В Сибири канун Крещения тоже был очень почитаем и назывался Великим сочельником.

По возвращении со службы и водосвятия крестьяне пили святую воду всей семьей, окропляли дом и скот. Праздничный ужин в крещенский сочельник назывался «голодной кутьей»: в него обязательно входили каша-кутья, блины, овсяный кисель.

Главным торжеством дня Крещения и Богоявления являлось «хождение на Иордань» и водосвятие. Многие люди, особенно хворые, умывались прямо из иордани; а те, кто участвовал в святочных развлечениях, окунался в прорубь целиком. Сюда же, на иордань, пригоняли скот, который священники окропляли освященной в реке водой.

Крещенская вода – это святыня, которая должна быть в каждом доме православного христианина. Ее бережно хранят в святом углу возле икон. Из благоговения к святыне обычно принимают крещенскую воду натощак. Однако в скорбях или болезнях пить ее можно для укрепления в любое время. Святой водой можно также окроплять жилище.

Благодатная сила крещенской воды, освященной в праздник Богоявления в любом православном храме, совершенно одинакова. Освящением воды Церковь свидетельствует христианскую истину о всепроникающем и спасительном присутствии Божественной энергии в физической природе нашего мира. Святая вода есть великий символ присутствия благодати Божией во вселенной, и всякое прикосновение к ней освящает и дарует благодатную помощь верующему человеку для совершения благих дел и выздоровления от болезней.

Читайте также:


Смотрите также