Можно ли перед причастием пить воду ребенку


Можно ли ребенку перед причастием кушать: подготовка детей к причастию

В правилах причащения ребенка у православных каких-то особых ограничений, связанных с возрастом нет. В отличие от тех же католиков, дети которых начинают причащаться при достижении определенного возраста, а точнее - 9 лет.

Однако вопросы по поводу того, можно ли ребенку перед причастием кушать, интересуют многих родителей. Крещеному младенцу Святой Церковью даруется возможность принять Господню благодать. Но можно ли маленьким детям кушать перед причастием?

Для того чтобы это таинство совершалось по православным канонам, все-таки нужно придерживаться некоторых правил, которые необходимо принять во внимание. Ведь определенная мера ответственности за достойное причастие ложится на родителей, которые должны осознавать, что это - не обряд и не ритуал, который совершается символически. И это не какая-то магия или волшебное действие в подражание соседям и друзьям.

Предостережения

Причащаясь, человек не соединяется с некой потусторонней силой, которой мы хотим управлять, а воссоединяется с Самим Господом, который по нашей вере будет управлять нами и воздаст нам то, что мы заслужили. Эта возможность внутреннего преображения ведет человека к единению с Господом и к непостижимой тайне причастия. Поэтому оно и объясняется таким понятием, как таинство.

Теперь же, обращая внимание на то, что Господь воздает нам по нашей вере, можем ли мы сказать об осознании полноты веры, когда речь идет о причастии грудного ребенка? Можно подумать, что причастие маленьких детей содержит иную сакральную природу. Но это не так, оно по природе и значению неизменно, несмотря на возраст.

Личный пример

Разбираясь дальше с вопросом о том, можно ли ребенку перед причастием кушать, стоит отметить, что пока малыш маленький, он является частью единого целого с теми, кто о нем заботится. И все, что ему не достает, восполняется его родителями, то есть их верой и личным примером участия в церковных таинствах.

Недопустимым становится то, что родители будут ребенка причащать регулярно, а сами не молиться, не поститься и всячески грешить. Простое присутствие на причастии ребенка тоже не принесет никаких плодов. И к большому сожалению, такие ситуации - не редкость.

Итак, чтобы правильно и полноценно причастить ребенка, нужно в первую очередь подготовиться родителям (посредством молитвы, поста и таинства исповеди). Для вкушения Святых Христовых Тайн человеку необходимо три дня усердно молиться, когда кроме утренних и вечерних молитв читаются каноны: покаянный Господу Иисусу Христу, молебный ко Пресвятой Богородице, Ангелу-Хранителю и Последование ко святому причащению. Это важно.

Можно ли ребенку перед причастием кушать

Перед таинством необходимо побывать на вечерней службе. С молитвой надо воздерживаться и от пищи животного происхождения – мяса и рыбы, яиц, молока и молочных продуктов.

Кормят ли детей перед причастием? Конечно же, морить малыша голодом не нужно. Детям перед причастием можно кушать вареные и сырые овощи, каши без масла, макароны, хлеб, отвары и соки как, собственно, и сами фрукты, которые можно использовать в качестве основного десерта.

Желательно исповедаться до или после вечернего Богослужения, крайний случай - на утренней Литургии до Херувимской песни. На исповеди - высказывать все по совести, при этом не оправдываться и не обвинять других. Надо иметь в виду, что без исповеди (кроме детей до 7 лет) никого не допускают до причастия.

В отрезке между исповедью и причастием православный человек должен полностью воздерживаться от пищи и воды. Это не есть категорическое предписание, но после полуночи накануне эти запреты становятся обязательными. А утром нужно, лишь почистив зубы и прополоскав рот, натощак идти в храм.

Подготовка

Говоря простым языком, подготовка взрослого человека к таинству предполагает прежде всего самодисциплину и предельную собранность. Для многих это довольно сложно.

Некоторые родители перед тем, как подготовить ребенка к причастию, решают выбрать самый простой и незатейливый способ. Они просто подводят или подносят ребенка к батюшке. А затем просят причастить его. Но сами не хотят, надеясь на потом и на какой-нибудь другой раз, когда будут не заняты или когда им будет удобно.

Младенца причащать каждый день не возбраняется, а даже приветствуется, тогда родителям можно не причащаться каждый день. Однако надолго такое причастие оставлять нельзя - в этом случае такое поведение будет означать откровенное пренебрежение к вере и заодно к своему ребенку. В такой ситуации малыш не получит ту полноценную силу Божией благодати, так как он будет причащаться без духовного соучастия и поддержки со стороны родителей.

Предостережения

До 7 лет дети причащаются без предварительной подготовки: исповеди и воздержания в пищи. Хотя в пище есть и свои особенности: грудных малюток не кормят слишком плотно, чтобы не случилось неприятностей. Это же имеет отношение к детям постарше.

Однако при этом надо стараться детей до трех лет причащать натощак, но принуждать их к голоданию тоже не надо. Можно, например, покормить ребенка легким завтраком – сладким чаем и кусочком хлеба.

Ребенка мучить нельзя, к 6 годам может появиться уже осознанное воздержание от пищи и питья. Дети тоже бывают разные - одни и три года будут терпеть, другие и в семь будут мучиться. И здесь родителям надо проявить особую мудрость, доброту и ласку. Потом же, когда цель будет достигнута, ребенок обретет внутреннюю твердость и понимание. А если он по собственному желанию ради причастия откажется от завтрака, то он поступит как настоящий православный христианин.

Важным моментом является и то, что если ребенок принимает участие в церковных таинствах, это не значит, что он станет настоящим христианином.

Само причастие и возрастающая строгость поста – это одна из главных сторон христианской жизни. А перед родителями стоит задача воспитать своего ребенка в духе православия и как можно больше разъяснять ему все тонкости религиозной жизни с учетом возраста и общего развития.

Евангельское учение

Глубже выясняя вопрос о том, можно ли детям есть перед причастием, подходим, наконец, к самому главному - тому, что здесь очень важна молитва. Например, трехлетний ребенок может запомнить какую-нибудь короткую молитву. Потом он вместе со взрослыми может запомнить еще и еще молитвы. Механическая зубрежка здесь тоже не приветствуется. Ребенок должен иметь хотя бы основные понятия и воспринимать смысл всех молитвенных обращений к Богу.

Это же касается и того, что к 3-4 годам ребенку нужно рассказывать про Иисуса Христа, про Его Рождество и Воскресение, как Он кормил голодных и исцелял больных. О том, что Господь наш Иисус Христос знал, что Он скоро будет распят на Кресте и как собрал своих учеников на Пасху. По мере взросления родители могут знакомить своего ребенка с текстом Евангелия.

Вынужденное упрощение Евангельских сведений совсем не означает искажение смысла, и лучше чего-то не досказать, чем соврать. Приступая к Причастию, также не надо ребенку говорить о том, что вот батюшка тебе хочет дать вкусненького компотика. Это кощунство. Надо говорить, что вот сейчас батюшка даст тебе причастие - оно святое и хорошее.

Грех

После того как мы выяснили, можно ли ребенку перед причастием кушать, с малышом надо добродушно побеседовать и объяснить, что такое грех. А также, какие заповеди бывают и за что надо просить у Бога прощение.

Детям перед причастием необходимо объяснить, что любой грех вредит не только другим, все недоброе деланное нами возвращается к нам же.

Страх перед исповедью тоже необходимо развеять и объяснить ребенку, что батюшка лишь помогает нам исповедоваться перед Самим Господом Богом. И все, что говорится ему, он не расскажет никому и никогда.

Посещение храма

Некоторые родители считают, что до семи лет их ребенок не грешит, но это неправильное представление. Общеизвестны такие детские шалости, которые являются проявлением детской жестокости и даже преступлением. Греховность заложена в нас от рождения. Однако ребенок скверно может поступать из-за того, что он не может в полной мере отвечать за свои поступки, а граница в семь лет выбрана просто условно. Но при этом ребенок должен к этому времени усвоить, что за содеянные нехорошие поступки ему придется держать ответ и перед людьми, и перед Богом.

Ребенка с такой же осторожностью и постепенно надо приучать к посещению храма. Сначала хоть на 15 минут заносить или приводить его перед причастием. А дальше время можно увеличивать и приучить к тому, чтобы дети присутствовали на Литургии все время.

Грудничка надо заранее как-то настроить, чтобы он не плакал и своим криком не беспокоил других прихожан. Конечно же, это не всегда достижимо, но прилагать к этому все усилия необходимо. И чем чаще они причащаются, тем быстрее они могут привыкнуть к церковной обстановке.

Поведение в храме ребенка

Около Святой Чаши младенцев надо держать в горизонтальном положении головкой на правой руке. Ручки ребенка надо придерживать, чтобы он ненароком не толкнул чащу и не тронул лжицу (ложку).

Когда впервые ребенок причащается, он может испугаться. Сначала пусть он лучше посмотрит, как делают это другие. Дайте ему частицу просфоры и поднесите под благословение к батюшке.

Родители могут заслуживать серьезного упрека в том, что их дети, будучи уже в сознательном возрасте, шумят в храме, играют и бегают как на игровой площадке. Это абсолютно недопустимо. Такие правила поведения в общественных местах детям необходимо знать, тем более, когда речь идет о храме.

Насчет периодичности причастия надо отметить, что младенца причащать надо раз в неделю. Дети старшего возраста причащаются реже. Об этом лучше посоветоваться со священником.

Заключение

Церковная практика имеет каноническую основу при причащении детей. В Евангелии от Матфея и Луки несколько раз упоминается случай, когда к Иисусу Христу приносили детей, и он обнимал их, возлагал на них руки, благословлял и молился. Ученики Господа запрещали детям, но Иисус говорил им, чтобы они не возбраняли им приходить к Нему, ибо Царство Небесное из них состоит.

Все это говорит о той важности причащения детей и о высочайшей ответственности, которая возлагается Господом на родителей.

Теперь груз ответственности лежит на плечах родителей. И пусть они сами думают, кормить ребенка перед причастием или нет, а если да, то как именно.

Можно ли ребенку перед причастием кушать: подготовка детей к причастию

В правилах причащения ребенка у православных каких-то особых ограничений, связанных с возрастом нет. В отличие от тех же католиков, дети которых начинают причащаться при достижении определенного возраста, а точнее – 9 лет.

Однако вопросы по поводу того, можно ли ребенку перед причастием кушать, интересуют многих родителей. Крещеному младенцу Святой Церковью даруется возможность принять Господню благодать. Но можно ли маленьким детям кушать перед причастием?

Для того чтобы это таинство совершалось по православным канонам, все-таки нужно придерживаться некоторых правил, которые необходимо принять во внимание. Ведь определенная мера ответственности за достойное причастие ложится на родителей, которые должны осознавать, что это – не обряд и не ритуал, который совершается символически. И это не какая-то магия или волшебное действие в подражание соседям и друзьям.

Предостережения

Причащаясь, человек не соединяется с некой потусторонней силой, которой мы хотим управлять, а воссоединяется с Самим Господом, который по нашей вере будет управлять нами и воздаст нам то, что мы заслужили. Эта возможность внутреннего преображения ведет человека к единению с Господом и к непостижимой тайне причастия. Поэтому оно и объясняется таким понятием, как таинство.

Теперь же, обращая внимание на то, что Господь воздает нам по нашей вере, можем ли мы сказать об осознании полноты веры, когда речь идет о причастии грудного ребенка? Можно подумать, что причастие маленьких детей содержит иную сакральную природу. Но это не так, оно по природе и значению неизменно, несмотря на возраст.

Личный пример

Разбираясь дальше с вопросом о том, можно ли ребенку перед причастием кушать, стоит отметить, что пока малыш маленький, он является частью единого целого с теми, кто о нем заботится. И все, что ему не достает, восполняется его родителями, то есть их верой и личным примером участия в церковных таинствах.

Недопустимым становится то, что родители будут ребенка причащать регулярно, а сами не молиться, не поститься и всячески грешить. Простое присутствие на причастии ребенка тоже не принесет никаких плодов. И к большому сожалению, такие ситуации – не редкость.

Итак, чтобы правильно и полноценно причастить ребенка, нужно в первую очередь подготовиться родителям (посредством молитвы, поста и таинства исповеди). Для вкушения Святых Христовых Тайн человеку необходимо три дня усердно молиться, когда кроме утренних и вечерних молитв читаются каноны: покаянный Господу Иисусу Христу, молебный ко Пресвятой Богородице, Ангелу-Хранителю и Последование ко святому причащению. Это важно.

Можно ли ребенку перед причастием кушать

Перед таинством необходимо побывать на вечерней службе. С молитвой надо воздерживаться и от пищи животного происхождения – мяса и рыбы, яиц, молока и молочных продуктов.

Кормят ли детей перед причастием? Конечно же, морить малыша голодом не нужно. Детям перед причастием можно кушать вареные и сырые овощи, каши без масла, макароны, хлеб, отвары и соки как, собственно, и сами фрукты, которые можно использовать в качестве основного десерта.

Желательно исповедаться до или после вечернего Богослужения, крайний случай – на утренней Литургии до Херувимской песни. На исповеди – высказывать все по совести, при этом не оправдываться и не обвинять других. Надо иметь в виду, что без исповеди (кроме детей до 7 лет) никого не допускают до причастия.

В отрезке между исповедью и причастием православный человек должен полностью воздерживаться от пищи и воды. Это не есть категорическое предписание, но после полуночи накануне эти запреты становятся обязательными. А утром нужно, лишь почистив зубы и прополоскав рот, натощак идти в храм.

Подготовка

Говоря простым языком, подготовка взрослого человека к таинству предполагает прежде всего самодисциплину и предельную собранность. Для многих это довольно сложно.

Некоторые родители перед тем, как подготовить ребенка к причастию, решают выбрать самый простой и незатейливый способ. Они просто подводят или подносят ребенка к батюшке. А затем просят причастить его. Но сами не хотят, надеясь на потом и на какой-нибудь другой раз, когда будут не заняты или когда им будет удобно.

Младенца причащать каждый день не возбраняется, а даже приветствуется, тогда родителям можно не причащаться каждый день. Однако надолго такое причастие оставлять нельзя – в этом случае такое поведение будет означать откровенное пренебрежение к вере и заодно к своему ребенку. В такой ситуации малыш не получит ту полноценную силу Божией благодати, так как он будет причащаться без духовного соучастия и поддержки со стороны родителей.

Предостережения

До 7 лет дети причащаются без предварительной подготовки: исповеди и воздержания в пищи. Хотя в пище есть и свои особенности: грудных малюток не кормят слишком плотно, чтобы не случилось неприятностей. Это же имеет отношение к детям постарше.

Однако при этом надо стараться детей до трех лет причащать натощак, но принуждать их к голоданию тоже не надо. Можно, например, покормить ребенка легким завтраком – сладким чаем и кусочком хлеба.

Ребенка мучить нельзя, к 6 годам может появиться уже осознанное воздержание от пищи и питья. Дети тоже бывают разные – одни и три года будут терпеть, другие и в семь будут мучиться. И здесь родителям надо проявить особую мудрость, доброту и ласку. Потом же, когда цель будет достигнута, ребенок обретет внутреннюю твердость и понимание. А если он по собственному желанию ради причастия откажется от завтрака, то он поступит как настоящий православный христианин.

Важным моментом является и то, что если ребенок принимает участие в церковных таинствах, это не значит, что он станет настоящим христианином.

Само причастие и возрастающая строгость поста – это одна из главных сторон христианской жизни. А перед родителями стоит задача воспитать своего ребенка в духе православия и как можно больше разъяснять ему все тонкости религиозной жизни с учетом возраста и общего развития.

Евангельское учение

Глубже выясняя вопрос о том, можно ли детям есть перед причастием, подходим, наконец, к самому главному – тому, что здесь очень важна молитва. Например, трехлетний ребенок может запомнить какую-нибудь короткую молитву. Потом он вместе со взрослыми может запомнить еще и еще молитвы. Механическая зубрежка здесь тоже не приветствуется. Ребенок должен иметь хотя бы основные понятия и воспринимать смысл всех молитвенных обращений к Богу.

Это же касается и того, что к 3-4 годам ребенку нужно рассказывать про Иисуса Христа, про Его Рождество и Воскресение, как Он кормил голодных и исцелял больных. О том, что Господь наш Иисус Христос знал, что Он скоро будет распят на Кресте и как собрал своих учеников на Пасху. По мере взросления родители могут знакомить своего ребенка с текстом Евангелия.

Вынужденное упрощение Евангельских сведений совсем не означает искажение смысла, и лучше чего-то не досказать, чем соврать. Приступая к Причастию, также не надо ребенку говорить о том, что вот батюшка тебе хочет дать вкусненького компотика. Это кощунство. Надо говорить, что вот сейчас батюшка даст тебе причастие – оно святое и хорошее.

Грех

После того как мы выяснили, можно ли ребенку перед причастием кушать, с малышом надо добродушно побеседовать и объяснить, что такое грех. А также, какие заповеди бывают и за что надо просить у Бога прощение.

Детям перед причастием необходимо объяснить, что любой грех вредит не только другим, все недоброе деланное нами возвращается к нам же.

Страх перед исповедью тоже необходимо развеять и объяснить ребенку, что батюшка лишь помогает нам исповедоваться перед Самим Господом Богом. И все, что говорится ему, он не расскажет никому и никогда.

Посещение храма

Некоторые родители считают, что до семи лет их ребенок не грешит, но это неправильное представление. Общеизвестны такие детские шалости, которые являются проявлением детской жестокости и даже преступлением. Греховность заложена в нас от рождения. Однако ребенок скверно может поступать из-за того, что он не может в полной мере отвечать за свои поступки, а граница в семь лет выбрана просто условно. Но при этом ребенок должен к этому времени усвоить, что за содеянные нехорошие поступки ему придется держать ответ и перед людьми, и перед Богом.

Ребенка с такой же осторожностью и постепенно надо приучать к посещению храма. Сначала хоть на 15 минут заносить или приводить его перед причастием. А дальше время можно увеличивать и приучить к тому, чтобы дети присутствовали на Литургии все время.

Грудничка надо заранее как-то настроить, чтобы он не плакал и своим криком не беспокоил других прихожан. Конечно же, это не всегда достижимо, но прилагать к этому все усилия необходимо. И чем чаще они причащаются, тем быстрее они могут привыкнуть к церковной обстановке.

Поведение в храме ребенка

Около Святой Чаши младенцев надо держать в горизонтальном положении головкой на правой руке. Ручки ребенка надо придерживать, чтобы он ненароком не толкнул чащу и не тронул лжицу (ложку).

Когда впервые ребенок причащается, он может испугаться. Сначала пусть он лучше посмотрит, как делают это другие. Дайте ему частицу просфоры и поднесите под благословение к батюшке.

Родители могут заслуживать серьезного упрека в том, что их дети, будучи уже в сознательном возрасте, шумят в храме, играют и бегают как на игровой площадке. Это абсолютно недопустимо. Такие правила поведения в общественных местах детям необходимо знать, тем более, когда речь идет о храме.

Насчет периодичности причастия надо отметить, что младенца причащать надо раз в неделю. Дети старшего возраста причащаются реже. Об этом лучше посоветоваться со священником.

Заключение

Церковная практика имеет каноническую основу при причащении детей. В Евангелии от Матфея и Луки несколько раз упоминается случай, когда к Иисусу Христу приносили детей, и он обнимал их, возлагал на них руки, благословлял и молился. Ученики Господа запрещали детям, но Иисус говорил им, чтобы они не возбраняли им приходить к Нему, ибо Царство Небесное из них состоит.

Все это говорит о той важности причащения детей и о высочайшей ответственности, которая возлагается Господом на родителей.

Теперь груз ответственности лежит на плечах родителей. И пусть они сами думают, кормить ребенка перед причастием или нет, а если да, то как именно.

Причастие младенцев - Дышу православием

Причастие младенцев

По обычаю Церкви младенцы после их крещения до семилетнего возраста могут причащаться очень часто, не только каждую неделю, но и каждый день, притом без предварительной исповеди и поста. Начиная с 5-6 лет, а если возможно — и с более раннего возраста, полезно приучать детей причащаться натощак.
В храм с младенцами следует приходить не к самому причастию, а заранее, рассчитав время так, чтобы не опоздать к причастию, но вместе с тем, чтобы ребенок мог по мере сил и возраста побыть на литургии. Конечно, здесь у каждого своя мера, но детей необходимо приучать к молитве в Церкви. Делать это нужно постепенно, чтобы не утомить младенца и не причинять беспокойства молящимся в храме. Дети 6–7 лет, если их правильно приучали к службе, могут присутствовать почти на всей литургии.

Пока ребенку не исполнилось семи лет, его можно причащать без исповеди и поста. С трех-четырехлетнего возраста младенцев обычно причащают натощак. Примерно с трехлетнего возраста дети вместе с родителями накануне причащения могут прочесть две-три известные им молитвы.
Конечно, многое зависит от того, какой жизнью живут сами родители, является ли для них храм домом вожделенной встречи с Богом, а молитва — вторым дыханием. Многие родители приносят своих детей к началу службы, вместе с ними молятся, причащаются сами и подносят к Чаше Жизни своих чад, и не стоят перед вопросом, когда же приносить ребенка к причащению. Если в семье несколько другая ситуация, то можно приносить маленьких детей к началу Евхаристического канона или непосредственно к самому моменту причащения.

Но необходимо приучать свое чадо к благодатной церковной атмосфере, тогда будет меньше проблем с поведением ребенка у Святой Чаши. Решение же, как поступить в случае, если ребенок плачет и не желает причащаться, должен принимать тот священник, который в этот момент сам видит поведение ребенка. Ребенка необходимо также готовить к причастию. Прочитайте над его кроваткой канон, акафист, отрывок из Священного Писания. Все это будет способствовать духовному возрастанию вашего чада.

Подходя к святой чаше, грудных младенцев нужно держать горизонтально, головкой на своей правой руке. Ручки следует придерживать, чтобы ребенок случайно не толкнул чашу, или не схватил лжицу (ложку). Грудничков не следует плотно кормит перед литургией, чтобы после причащения они не срыгнули.

Родители, причащая детей, должны также стараться приступать к святым тайнам, показывая тем самым пример своим чадам. Семья – это малая церковь, где люди вместе идут к Богу, вместе спасаются и причащаются от одной чаши.

Маленьких детей обычно причащают под одним видом (только кровью Христовой). Но если младенец причащается часто и ведет себя у чаши спокойно, священник может дать ребенку (не грудному) небольшую частицу.

На литургии Преждеосвященных даров младенцев, не принимающих частицу, не причащают, потому что на этой литургии в чаше находится тело Христово, напоенное кровью, и налито вино, не претворенное в кровь Спасителя.

Некоторые родители по своему неразумию и маловерию боятся причащать детей, лишая их тем самым спасительной и укрепляющей благодати. Объясняют они это тем, что ребенок, принимая причастие от одной ложки и чаши со всеми, может заразиться какой-нибудь болезнью.

Эта боязнь есть неверие в спасительную силу таинства. Как правило, так рассуждают люди нецерковные и малоцерковные, ничего не знающие о жизни Церкви. Евхаристия есть величайшее чудо на земле, совершаемое постоянно, и еще одним доказательством истинности этого чуда является то, что литургия не прерывалась даже во время страшных эпидемий чумы, холеры и других заразных смертельных заболеваний.

В Киеве в XVIII – начале XIX века служил весьма известный в городе протоиерей Иоанн Леванда. Он был знаменит своим даром проповедника, люди специально собирались послушать его проповеди. Служил он в районе, называемым Подол. В 1770 году в городе началась эпидемия чумы, которая особенно свирепствовала на Подоле. Тела умерших увозили целыми обозами. За два месяца в районе умерло шесть тысяч человек. И вот этот священник не прерывал своего служения. Он исповедовал, причащал, окормлял, утешал своих прихожан, и болезнь не тронула его. И таких случаев очень много. Священнослужители – диаконы и священники – после причащения верующих потребляют оставшиеся святые дары. Делали они это всегда, во все времена, не боясь заразиться во время страшных поветрий.

Митрополит Нестор (Анисимов; 1884–1962), миссионер, в бытность епископом Камчатским построил для прокаженных лепрозорий и освятил там храм. После того, как все прокаженные причащались, священнослужители потребляли дары, и никто из них не заразился.

Святителю Московскому Филарету (Дроздову) один чиновник подал рапорт, где повествовал о мужественном поступке одного священника и просил представить его к награде. Этот чиновник стал свидетелем того, как к одному его родственнику, больному холерой, пришел для напутствия святыми тайнами священник. Но больной был настолько слаб, что не смог удержать во рту частицу тела Христова и выронил ее изо рта на пол. И вот этот священнослужитель, не поколебавшись, потребил сам упавшую частичку.

Ни священники, ни диаконы, которые потребляют святые дары и потом замывают святую чашу, выпивая воду, не болеют чаще, чем любые другие люди. Поэтому причащающие детей и сами приступающие к причащению должны оставить всякую брезгливость, боязнь и маловерие.

о. Павел Гумеров

Похожее

Вопросы настоятелю / Воспитание детей

Моему ребенку 3,5 года, мы ходим на Причастие. От церкви живем далеко, ходим пешком больше часа. Не всегда получается, чтобы ребенок ничего не ел. Возможно ли Причастие, если он что-то скушает?

Ольга

безработная

Новгород-Северский

16 октября 2011г.

Уважаемая Ольга, родители часто задают вопрос о том, как следует готовить ребенка ко Причастию. Лучше всего взять благословение на ту или иную меру подготовки у священника в том храме, где Вы причащаете ребеночка, но я изложу и свои соображения. Что касается детей, выходящих из младенческого возраста, то так же, как мы потихонечку начинаем их учить молиться, так же нужно готовить их и к Причастию. Накануне вечером и утром перед Причастием нужно вместе с ребенком помолиться или своими словами или самой простой церковной молитвой, ну хотя бы «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя прими», пояснив ее смысл.

Что касается воздержания от еды и питья с двенадцати ночи, то к нему надо подходить разумно и тактично и сначала просто ограничивать количество съестного. И, конечно, нет необходимости двухлетнего ребенка удерживать от еды и питья перед Причастием, потому что он не может еще сознательно воспринять смысл этого Евхаристического поста. Однако не нужно и плотный завтрак устраивать. Лучше раньше приучать его к тому, что день Причастия – это день особенный. Сначала это будет легкий завтрак, когда ребенок подрастет, можно уже только чай выпить или воды, пока он не поймет, что и от этого нужно отказаться. Подведите его к этому постепенно. И здесь у каждого мера разная: кто-то готов к такому воздержанию в три года, кто-то в четыре, а кто-то в пять.

Некоторым детям просто физиологически невозможно до двенадцати часов дня, если мы причащаем их на поздней литургии, оставаться вовсе без кусочка хлеба или стакана чая. Но не отказывать же ребенку в принятии Святых Христовых Таин из-за того, что он до пяти лет не может стоять на службе, не попив утром воды! Пусть он лучше съест что-то совсем не услаждающее его гортань, кусочек хлеба пожует, сладеньким чаем или водичкой запьет и после этого идет причащаться. Двенадцатичасовое воздержание перед Причастием будет иметь смысл тогда, когда ребенок добровольно, сознательно и перебарывая самого себя сможет с этим справиться. Когда он ради того, чтобы причаститься, преодолеет свою привычку, слабость, свое желание поесть вкусного и когда он сам решит в этот день не завтракать, то это уже будет поступок православного христианина. Во сколько лет это произойдет? Дай Бог, чтоб пораньше.

То же самое можно сказать и применительно к дням говения. Не думаю, что при современной практике достаточно частого причащения нужно побуждать детей говеть на протяжении недели или даже нескольких дней. Но день накануне или хотя бы вечер должны быть выделены не только для отрока или отроковицы, но даже для ребенка пяти-семи лет. Понять, что в вечер перед причащением не нужно смотреть телевизор, предаваться слишком буйным развлечениям, объедаться мороженым или сладостями, очень важно. И это понимание тоже нужно воспитывать в своих детях, и не то чтобы заставлять их так поступать, но всякий раз ставить их перед этой альтернативой. И при этом не просто помогать им справляться с искушением, побуждая к правильным предпочтениям, но главное – воспитывать в них волю к самостоятельному шагу навстречу Богу. Мы не будем их всякий раз приводить в церковь, но мы должны помочь им научиться в нее ходить.

Вопросы настоятелю / Воспитание детей

Уважаемый Вадим, родители часто задают вопрос о том, как следует готовить ребенка ко Причастию.

Грудного младенца – никак. Это только такой избранник Божий, как преподобный Сергий Радонежский, который уже во чреве матери возвышал глас во время Херувимской песни, а будучи еще грудным, по средам и пятницам не вкушал материнского молока. Конечно, дай Бог каждому родителю хоть что-то подобное пережить, но не с каждым оно случается.

Что касается детей, выходящих из младенческого возраста, то так же, как мы потихонечку начинаем их учить молиться, так же нужно готовить их и к Причастию. Накануне вечером и утром перед Причастием нужно вместе с ребенком помолиться или своими словами или самой простой церковной молитвой, ну хотя бы «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя прими», пояснив ее смысл.

Что касается воздержания от еды и питья с двенадцати ночи, то к нему надо подходить разумно и тактично и сначала просто ограничивать количество съестного. И, конечно, нет необходимости двухлетнего ребенка удерживать от еды и питья перед Причастием, потому что он не может еще сознательно воспринять смысл этого Евхаристического поста. Однако не нужно и плотный завтрак устраивать. Лучше раньше приучать его к тому, что день Причастия – это день особенный. Сначала это будет легкий завтрак, когда ребенок подрастет, можно уже только чай выпить или воды, пока он не поймет, что и от этого нужно отказаться. Подведите его к этому постепенно. И здесь у каждого мера разная: кто-то готов к такому воздержанию в три года, кто-то в четыре, а кто-то в пять.

Некоторым детям просто физиологически невозможно до двенадцати часов дня, если мы причащаем их на поздней литургии, оставаться вовсе без кусочка хлеба или стакана чая. Но не отказывать же ребенку в принятии Святых Христовых Таин из-за того, что он до пяти лет не может стоять на службе, не попив утром воды! Пусть он лучше съест что-то совсем не услаждающее его гортань, кусочек хлеба пожует, сладеньким чаем или водичкой запьет и после этого идет причащаться. Двенадцатичасовое воздержание перед Причастием будет иметь смысл тогда, когда ребенок добровольно, сознательно и перебарывая самого себя сможет с этим справиться. Когда он ради того, чтобы причаститься, преодолеет свою привычку, слабость, свое желание поесть вкусного и когда он сам решит в этот день не завтракать, то это уже будет поступок православного христианина. Во сколько лет это произойдет? Дай Бог, чтоб пораньше.

То же самое можно сказать и применительно к дням говения. Не думаю, что при современной практике достаточно частого причащения нужно побуждать детей говеть на протяжении недели или даже нескольких дней. Но день накануне или хотя бы вечер должны быть выделены не только для отрока или отроковицы, но даже для ребенка пяти-семи лет. Понять, что в вечер перед причащением не нужно смотреть телевизор, предаваться слишком буйным развлечениям, объедаться мороженым или сладостями, очень важно. И это понимание тоже нужно воспитывать в своих детях, и не то чтобы заставлять их так поступать, но всякий раз ставить их перед этой альтернативой. И при этом не просто помогать им справляться с искушением, побуждая к правильным предпочтениям, но главное – воспитывать в них волю к самостоятельному шагу навстречу Богу. Мы не будем их всякий раз приводить в церковь, но мы должны помочь им научиться в нее ходить.

Нужно ли причащать детей? И как часто надо это делать?

Нужно ли причащать детей? И как часто надо это делать?

Добрый день, дорогие наши посетители!

Нужно ли причащать детей? И как часто надо это делать? Что делать, если ребенок противится Причащению: капризничает, вырывается и стискивает зубы?

Отвечает протоиерей Александр Лебедев:

«Для меня ответ на этот вопрос очевиден: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Мф.19,14). Это слова Христа, с Ним не поспоришь. Поэтому детей причащать нужно, начинать делать это следует как можно раньше и повторять как можно чаще, насколько позволяют обстоятельства.

Обычно, когда женщины меня об этом спрашивают, я отвечаю, что неленивые мамы причащают своих детишек раз в неделю, а ленивые — раз в две недели, затем предлагаю определиться с разрядом, к которому они желают себя причислить, и действовать соответственно.

В Причастии Сам Бог соединяется с человеком. Естественно, что это не проходит бесследно: Бог воздействует и на душу, и на тело человека, на его характер, на его поведение.

Детство — время формирования личности. Известно мудрое наблюдение: человека можно учить, пока он лежит поперек лавки, а не вдоль. Далее время воспитания сменяется временем пожинания плодов этого воспитания. И как важно, чтобы в самое ответственное время своего становления в жизни, человек (пока еще маленький) не был лишен укрепляющей помощи Божией.

Если в детстве человек что-то недополучает, последствия этого сказываются в течение всей жизни. Я берусь утверждать справедливость этого и по отношению к Святому Причастию: если душа человеческая с младенчества не имела опыта приобщения к святыне, это будет иметь последствия в будущем. Благоприятные или нет — догадайтесь сами.

Иногда говорят: «Детей причащать нельзя, ведь человек, приступающий к Причастию (впрочем, как и к каком-либо иному Таинству), должен понимать, что с ним происходит, к чему он приступает. Разве малолетний ребенок способен понять, что такое Причастие?» Отвечаю твердо и решительно: Да! Способен! В меру своего развития.

Вспоминается поразивший меня случай с моим сыном. Детишкам в возрасте одного-двух лет объясняют, кто такой Бог, указывая на иконы, а потом умиляются, когда на вопрос: «Где Боженька?» — дитя пальцем показывает на образа. Не избежал этого и мой сын, он тоже нас с женой умилял этим распространенным способом: лепетал «Бох» и показывал на иконы.

Однажды мы с ним рассматривали фотографии. Дети это любят, да и полезно им фиксировать внимание на деталях изображения. Вот открываем мы фотографию священника, стоящего в Царских вратах с Чашей в руках, сын показывает на Чашу и говорит: «Бох».

Я поразился: мы — родители — этому его не учили, значит это — его личное открытие! Это его личная вера! Не думаю, что мой сын какой-то особенный, измлада отмеченный печатью благочестия и боговедения ребенок, да и сам он своими капризами, упрямством и непослушанием поддерживает мое мнение. Значит, подобная вера доступна любому ребенку. И как после этого говорить, что дети не способны понять Таинство Святого Причастия?!

Кроме того, попытаемся ответить на встречный вопрос: «А взрослые способны понимать, что происходит в Таинстве Причастия?» Кто-нибудь из нас может утверждать, что понимает, как хлеб и вино становятся Телом и Кровью Творца? И как в Причастии они становятся нашим телом и кровью?

Потому Таинства так и называют, что понятию человека они недоступны. И чем мы в этом отношении отличаемся от детей, а они — от нас? Ничем. Мы так же способны что-либо понимать и верить лишь в какую-то меру. Поэтому оставим этот разговор. Детей причащать можно и нужно.

Но! Родителям нужно употребить все усилия для того, чтобы дети их причащались достойно. Известно, что Причастие может послужить причиной бед и несчастий, если совершается недостойно. Напомню слова апостола Павла: «Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней… кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1Кор.11,27-30).

Мы, конечно же, не желаем этого своим детям, поэтому должны стараться, чтобы дети наши были подготовлены к Причастию, опять же — в меру их развития. Нужно говорить детям о том, что их ожидает, нужно прямо называть Тело и Кровь Христа телом и кровью, не забивая голову человечка глупостями о сладенькой водичке или «компотике, который дядя тебе даст».

Да, реальность присутствия Христа в Святых Дарах детям невозможно объяснить, но ведь и не нужно — они вообще все слова взрослых воспринимают на веру, воспримут и эти, особенно если родители сами твердо верят в то, о чем говорят.

Детям постарше нужно читать вслух хотя бы одну молитву ко Святому Причащению или же вместе с ними своими словами про-сить Бога сподобиться Причастия. Нужно ставить Причастие в зависимость от поведения ребенка, чтобы он ощущал, что Причастия можно быть недостойным.

Наконец, нужно причащаться самим родителям, иначе между ними и детьми будет возникать недоумение, а то и недоверие: как так — меня к Чаше суют, а сами почему-то не причащаются. Не должно быть в семье разобщенности, а значит, нужно стремиться причащаться всей семьей.

Что делать, если ребенок противится Причащению: капризничает, вырывается, стискивает зубы? Усиленно за него молиться, стараться чаще бывать с ним в храме, чтобы церковная обстановка стала для малыша привычной и родной, чтобы он видел, как другие дети причащаются, наконец, нужно самим подавать детям пример.

Насильно причащать детей, удерживая их по рукам и ногам не нужно, иначе у них очень надолго остается ощущение насилия, и в будущем их противление Причастию будет только усугубляться, ведь человеку свойственно насилию противостоять.

Получаемые в детстве впечатления могут быть неосознаваемы, но очень устойчивы, и мы рискуем на всю жизнь заложить некий негативный стереотип восприятия всего церковного. Пожалуй, чаще всего сопротивление детей объясняется непониманием происходящего. Ведь любой из нас настороженно воспринимает столкновение с чем-то незнакомым и непонятным.

Так и ребенок: если его внезапно выхватили из коляски, мгновенно разрушив его привычный уютный мирок, протащили сквозь толпу чужих дядей и теть, сунули к какому-то бородатому чудовищу (благодаря тому, что большая часть мужского населения сейчас ходят «гололицыми», бороду многие дети воспринимают, как аномалию), то какая реакция будет естественна? Отторжение.

Так что не нужно сваливать вину на ребенка, приписывать ему чуть ли не бесноватость. Просто надо заранее своих детей готовить к Причастию, объясняя им смысл происходящего и подавая личный пример, который, как известно, является самым действенным средством воспитания».

 

Читайте также ответы на другие вопросы:

Как подготовить маленьких детей к таинству Причастия?

Надо ли читать родителям каноны за детей перед их причастием?

О церковной жизни маленького христианина

<< На главную страницу         Воспитание детей >>


Смотрите также