Фасилитация грейп коктейль


Райс О.И. Фасилитация, как метод интерактивного обучения

Райс Ольга Игоревна
Международная Тренинговая Компания
кандидат экономических наук, педагог-психолог

Библиографическая ссылка на статью:
Райс О.И. Фасилитация, как метод интерактивного обучения // Психология, социология и педагогика. 2014. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/07/3317 (дата обращения: 07.02.2019).

Термин «фасилитация» от англ. глагола «facilitate» переводится, как облегчать, помогать, способствовать. Краткий психологический словарь разъясняет это понятие так: «повышение скорости или продуктивности деятельности индивида вследствие актуализации в его сознании образа другого человека (или группы людей), выступающего в качестве соперника или наблюдателя за действиями данного индивида». Таким образом, метод «Фасилитации» рассматривается,
как профессиональная организация процесса групповой работы, направленная на достижение целей занятия, решения, в процессе обучения, вопросов повышенной сложности и важности. Особенное положительное фасилитирующее влияния ярко проявляется при работе над проблемными задачами, не имеющими не только очевидного, но и “единственно
верного” решения и требующими творческого подхода. При профессиональном подходе, применение метода «фасилитации» в обучении может приводить к повышению эффективности  групповой работы, вовлеченности, повышению заинтересованности участников, а так же максимальному раскрытию их потенциала.

Цель применения «фасилитации» в образовательном процессе может сводиться к решению кейсов, конкретных бизнес-ситуаций, где требуется найти решения, проанализировать проблемы, собрать идеи, уточнить задачи, спланировать действия и т.д.

Организация занятий с применением метода «фасилитации» целесообразна в случаях, когда поднимаются острые темы, которые требуют конкретных решений; когда ситуацию нужно рассмотреть комплексно,  с разных сторон; тогда, когда требуется организовать эффективное групповое обсуждение, где каждый участник может высказаться, поделиться  идеями, опытом и предположениями.

Продукт,  полученный с помощью применения метода «фасилитации», можно представить как принятое, зафиксированное на бумаге (на фотографиях, на любом другом носителе) организационное решение или предложение.

Фасилитатор -   это ведущий, преподаватель, в основную задачу которого входит стимулирование, мягкое направление процесса умственной деятельности в группе обучающихся, направленное на поиск и анализ информации по конкретному
вопросу или поставленной задаче. Однако возникает совершенно закономерный вопрос о том, существует ли ринципиальная разница между понятиями «фасилитатор» и «модератор»? При условии, что и «фасилитатор»,
и «модератор» организуют работу в группе и направляют ее к достижению поставленной цели. На наш взгляд, особенностью модерирования групповых процессов является то, что модератор в большей степени должен владеть
предметной областью, в которой ведется обсуждение и больше вмешиваться в процесс, чем «фасилитатор», цель работы которого ограничивается побуждением к действию и соблюдением регламента обсуждения. Таким образом, «фасилитатор» – это нейтральный лидер, который делает процесс групповой работы легким и эффективным. «Фасилитатор» не предлагает готовых решений, не навязывает своего мнения, он предоставляет определенные средства, с помощью которых  группа сама находит решение. Поэтому роль «фасилитатора» должна сводиться к выбору темы и вопросов для обсуждения, организации процесса работы, а именно созданию творческой, свободной, позитивной атмосферы.

Возможные методы фасилитации: технология “Open Space”, технология “интернациональное кафе”, динамическая фасилитация, классический мозговой штурм, метод Дельфи, стратегия Уолта Диснея, негативный мозговой штурм, фасилитированная дискуссия, технология “идея-лог”, «скампер», грейп-коктейли.

Фасилитационные сессии  могут продолжаться от 4 часов до 3 дней. Размер группы: от 8 до 50 участников.

Примениение метода «фассилитации». Метод групповой работы  в форме «фасилитации» актуален в обсуждении вопросов организационного развития, процессе обучения (проведении конференций, семинарских занятий), при
стратегическом планировании, анализе ситуаций или проблем, выработке новых идей, в проектной работе, и т.д.

Адаптация метода «фассилитации» к преподаваемой дисциплине.

Учебная дисциплина: «Финансы» . Тема занятия: «Финансы предприятий».

Рассматриваемый вопрос темы: «разработка стратегии анализа деятельности предприятия».

Цель занятия – систематизировать знания в области «управления финансами предприятий», «разработки стратегии анализа деятельности предприятия», отработать деловые навыки принятия решений, потренироваться в
возможности анализировать полученную информацию, освоить новые модели поведения в интерактивном общении, умении аргументировано, грамотно представлять свою позицию (мнение).

Задача: «генеральный директор крупной диверсифицированной компании по строительным изделиям обратился к нам за помощью. Он просит проверить производственную деятельность компании «Керамо», выпускающего эмалированную керамическую продукцию. Эту продукцию составляют: ванны, унитазы, писсуары. Генеральный директор хочет знать, следует ли одобрить капитальные затраты в 200 млн. долларов на новые производственные мощности?!

Информация о компании «Керамо»:

  1. Это одна из семи крупнейших производителей в России (доля рынка 15%)
  2. Цены на продукцию «Керамо» долгое время оставались неизменными
  3. «Керамо» работает на уровне безубыточности, его конкуренты получают небольшую прибыль
  4.  Самый крупный конкурент компании«Керамо» объявил, что намеревается построить крупный современный завод

Для повышения эффективности работы в группе воспользуемся методом «Фасилитации». Для решения «заданной ситуации» воспользуемся одним из методов фасилитации, а именно методом «Grape-коктейль». ГРЕЙП КОКТЕЛЬ (Grape-коктейль) – это инструмент, который способен решать одновременно несколько задач этапа открытия
сессии.

План работы в группе:

Время: 10 минут

Время: 10 -15 минут

Время: 15 минут

Время: 15 минут

Время: 10-15 минут

Таким образом, целью применения интерактивных форм в обучении, в том числе и применение в образовательном
процессе метода фасилитации ставят целью активизировать учебно-познавательную деятельность, максимально раскрыть потенциала всех участников педагогического процесса. Наиболее точно суть метода «фассилитации», на наш
взгляд сформулировал Лао Цзы в своем гениальном труде «Дао Дэ Цзын», где он называет фасилитатора – «совершенномудрым», потому что «он никуда не зовет, а все идут куда нужно; он молчит, а все его слушают; он находится позади всех, а все его видят».



Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «OlgaRice»

Фасилитация обучение | HighAdvance Consulting Group

Фасилитация обучение: Цели и задачи курса

Фасилитация обучение: Аудитория курса

Фасилитация обучение: на курсе Вы узнаете

Фасилитация обучение: на курсе вы Научитесь

Фасилитация обучение: Программа курса

Подготовка к встрече

Открытие рабочей встречи

Формирование конструктивного «настроя» группы и погружение в контекст встречи

Изучение и практическая работа с технологией World Café

Изучение и практическая работа с технологией Ретроспектива проекта

Технология Открытое пространство или Open space

Технология Динамическая фасилитация

Технология планирования Top action planning workshop (ICA): перевод стратегии и идеи в практические действия

Закрытие встречи

По выбору заказчика наполнение обучения можно изменить. Например, изучить практическое применение таких инструментов как

Можете направить заявку для прохождения развивающего обучения  «Фасилитирующее лидерство. Методы и инструменты фасилитации для руководителей» по адресу [email protected]

Возможно проведения в форме вебинара (семинар).

По окончанию обучения выдается сертификат

Статьи по теме семинара:

Принципы и правила фасилитации. Что такое фасилитация

Принципы и правила фасилитации

Легко ли вам вести процесс обсуждения рабочих вопросов? Пленарные заседания, конференции, совещания — любой тип встреч, на которых люди высказываются в строго определенном порядке, неизбежно выключаются из процесса обсуждения в ожидании своей очереди. В результате многие идеи оказываются не озвучены, не все возможности рассмотрены. В лучшем случае люди начинают скучать, а в худшем появляется раздражение и неудовлетворенность результатом. На помощь придет метод фасилитации.

Это инструмент, которым можно пользоваться при проведении совещаний, сессий стратегического планирования, семинаров и воркшопов. Разбираемся в тонкостях инструмента ниже.

Что такое фасилитация

Фасилитация (от англ. facilitate – помогать, направлять, облегчать) – одновременно процесс, группа навыков и набор инструментов, позволяющих эффективно организовать групповое обсуждение.

Цель фасилитации: нахождение верного метода, который позволит группе работать созидательно и результативно. Иными словами, это специальные действия, направленные на организацию групповой работы.

Обсуждение рабочих вопросов обычно происходит в одной или нескольких группах. Групповая фасилитация – процесс, в рамках которого лидер группы занимает нейтральную позицию и не берет на себя принятие решения, а лишь помогает участникам идентифицировать проблемы и принять решение с помощью конструктивного обсуждения. Этим лидером и будет фасилитатор.

Разработка ценностного предложения для логистической компании
Кто такой фасилитатор

Личность фасилитатора – уже мощный инструмент влияния сам по себе. Это тренер, который обучен технологиям эффективной коммуникации. По мнению Тони Манна (автор нескольких книг по фасилитации), фасилитатор должен уметь:

    • направлять и структурировать дискуссию в нужное русло;
    • отбирать действительно удачные решения группы;
    • брать на себя риск, выходить самому и выводить участников фасилитации из зоны комфорта;
    •  работать с разного рода группами;
    • ориентироваться во всех форматах бесед и встреч;
    • сочетать разные инструменты и техники в процессе работы с группой;
    • быстро реагировать на изменение обстановки, затруднения участников – и, соответственно, быстро их преодолевать;
    • противостоять стрессу;
    • открываться людям, мотивировать их на личностные изменения.

Профессионал превыше всего ставит интересы группы, отказываясь от собственной экспертизы, не позволяет участникам увязать в обсуждении, но в то же время и не форсирует события и не оказывает давления на участников. Он несет ответственность за организацию обсуждения, позволяющую участникам всецело сфокусироваться на содержании объекта дискуссии.

Важно! Фасилитатор поддерживает конструктивный диалог и оказывает одинаковое внимание всем участникам обсуждения, эффективно управляя дискуссией, но не вступая в нее. Результатом такой встречи является принятие группой лучшего из возможных решений.

Отличие фасилитации от модерации

Существуют разные взгляды на то, что такое фасилитация и модерация. Одними экспертами они признаются как одинаковые процессы, а различие в терминах объясняются разным языковым происхождением (модерация – немецкое, фасилитация – английское). Другие специалисты находят эти процессы смежными, но имеющими различия:

    1. Фасилитация буквально означает “облегчение”, модерация – “обуздывание”. Модерация – более жесткая технология. У нее определен формат – беседа, в ходе которой нет возможности отвлечься на другую тему.
    2. Фасилитация – гибкая технология. В процессе применяются множество различных техник и инструментов: зарисовки, коллажи, даже конструкторы Лего. Участники не ограничены одной темой.
    3. Модерация используется в формате встречи: “обсуждение проблемы”, совещание у руководителя.
    4. Фасилитация подходит для решения конфликтных ситуаций, при принятии сложных решений и внедрении новых технологий.
Кейс: изменение системы наставничества в IT-компании 
Пять правил фасилитации

Проведение фасилитации подразумевает использование принципов, которые исходят из поставленных целей и задач.
Существуют 5 правил фасилитации:

    • исследование процесса в противовес всеведению;
    • открытость и искренность к людям;
    • все участники процесса равны;
    • каждое мнение важно;
    • все люди умны и могут эффективно решать задачи.
Техники фасилитации

Инструментов фасилитации много, но существует несколько базовых техник:

    1. Future Search (“Поиск будущего”). Технология используется, когда различным заинтересованным подразделениям компании необходимы общая основа для сотрудничества и создание будущего всей организации.
    2. Work Out (“Выход за рамки”). Метод используется для разработки инновационных способов взаимодействия, преодоления бюрократизации компании, усовершенствования бизнес-процессов и способности достигать результатов, необходимых компании.
    3. Brainstorming (“Мозговой штурм“). Метод применяется, когда необходимо суммировать имеющуюся информацию и найти новые, свежие идеи.
    4. Polarization of opinion (“Поляризация мнений”). Метод применяется, когда необходимо уменьшить/«вылить» негативное отношение к теме, которая будет обсуждаться дальше; необходимо определить пессимистичный и оптимистичный прогноз развития ситуации.
    5. Open Space (“Открытое пространство”). Метод используется, когда большой группе сотрудников необходимо ответить на много частных вопросов или найти решения проблем в рамках одной темы. Шаги техники вытекают один из другого, как на схеме ниже:

Фасилитация в бизнесе

Фасилитация активно используется при проведении совещаний, круглых столов в компаниях и корпорациях. Что фасилитация дает в этом случае?

    1. Повышение эффективности деятельности сотрудников.
    2. Увеличение мотивации персонала.
    3. Развитие интеллектуального потенциала сотрудника.
    4. Создание безопасного психологического пространства.
    5. Внедрение новых технологий в бизнес.

Успешная фасилитация — это совместная качественная работа как участников, обсуждающих по-настоящему важные для них вопросы, так и фасилитатора, принимающего темп и уровень, на котором находится группа и использующего тщательно подобранные инструменты. Именно это позволяет получить максимальный результат.

Читайте также:

Фасилитация – HRbazaar

Фасилитация – это:

— облегчение взаимодействия внутри группы (от англ. «facilitate» — облегчать, помогать)

— процесс оказания помощи группе в выполнении задачи, решении проблемы или достижении соглашения к взаимному удовлетворению участников

— процесс, позволяющий эффективно организовать обсуждение сложной проблемы или спорной ситуации и без потерь времени выполнить все пункты повестки собрания или совещания

— процесс фасилитации приводит к повышению эффективности групповой работы, вовлеченности и заинтересованности участников, раскрытию их потенциала.

Авторское определение www.btr.ru

Фасилитация — это профессиональная организация процесса групповой работы, направленная на прояснение и достижение группой поставленных целей. Процесс фасилитации приводит к повышению эффективности групповой работы, вовлеченности и заинтересованности участников, раскрытию их потенциала.
Совместное обсуждение вопросов и проблем, возникающих в ежедневной практике бизнеса, часто вызывает разногласия и непонимание между участниками. Кто-то много говорит, а чьи-то идеи не услышаны; тратится много времени на обсуждение вопросов, не касающихся основной темы встречи; решения не принимаются… Чтобы прийти к конструктивным решениям, процессом обсуждения необходимо управлять и координировать действия участников встречи. Такой процесс осуществляет фасилитатор, который управляет процессом обсуждения, вовлекает участников и структурирует работу группы.

Автор: Людмила Дудорова, мастер фасилитации, бизнес-тренер и консультант по организационному развитию,Консалтинговая компания «Имидж Персонал»

Фасилитация — это помощь нейтральной стороны, задача которой — облегчение взаимодействия внутри группы.
Фасилитаторы удерживают встречу во временных рамках и помогают точно выдерживать четкую повестку дня, умеют добиться того, чтобы их слушали, создают среду активного общения, конструктивно излагают проблемы, подводят итоги и ищут аргументы. Опытный и успешный фасилитатор умеет сохранять беспристрастность, создавать возможности для конструктивного диалога между всеми участниками. Он или она являются человеком со стороны и могут сохранять нейтралитет в течение всего времени встречи.
Включается фасилитатор в дискуссию или нет, является он экспертом в обсуждаемой теме или нет — это не так важно, как то, что фасилитатор должен оказать помощь группе в выполнении задачи, решении проблемы или достижения соглашения к взаимному удовлетворению участников.

Определение журнал HRbazaar

Фасилитация (от англ. facilitate – помогать) – это форма групповой работы для выработки решений повышенной сложности, либо повышенной важности. Фасилитатор, в отличие от тренера, не является экспертом и не обучает участников, а предоставляет им специальные технологии групповой работы для создания необходимого продукта. Фасилитатор помогает группе, сопровождая поиск решения. Целью работы фасилитационной группы может быть решение любого производственного или бизнес-вопроса, разработка стратегии деятельности компании и др. Фасилитатор направляет работу участников, модерирует результаты и следит за выполнением участниками заданных технологией правил. Технологии фасилитации:
· “Open Space Technology”
· “Динамическая фасилитация”
· “Грейп-коктейль”
· “Идея-лог”
· “Интернациональное кафе”
· “Scamper” и другие

Автор: Анатолий Шаульский, бизнес-тренер

Фасилитация

Метод фасилитацииОписание

Open Space

(«Открытое пространство») 

- Организация самоорганизующегося процесса группы сотрудников, который направлен на поиск решения определенной задачи функционального подразделения или компании.

- Метод используется, когда большой группе сотрудников необходимо ответить на много частных вопросов или найти решения проблем в рамках одной темы.

- Преимущество данной технологии в сборе большого количества мнений по заданной теме за короткий период времени. Кроме того, у участников команды формируется ощущение сопричастности к процессу и сплоченности.

World Café

(«Всемирное кафе») 

- Сбор мнений группы (как малой, так и большой) сотрудников на протяжении 1,5–2 часов относительно важного вопроса или проблемы стратегического характера, касающейся как отдельного направления работы компании, так и организации в целом.

- Метод не предполагает обязательного совершения последующих изменений структурного или процессного характера в системе компании, поэтому можно рассматривать его как один из методов управления изменениями.

- Достоинством этой методики является генерирование сотрудниками большого количества идей, решений, которые тут же подвергаются сомнению и критике, опровергаются или принимаются к дальнейшей работе. В процессе обсуждения концентрируется опыт и значительный объем знаний присутствующих по заданной теме, создаются условия для взаимного интенсивного обучения. 

Future Search

(«Поиск будущего») 

- Проведение корпоративной конференции в формате «большой группы» (специально разработанном), которое является центральной частью интерактивного процесса. В процессе обсуждения охватываются вопросы широкого спектра, вырабатывается направление, в котором сотрудникам компании предстоит двигаться.

- Технология используется, когда различным заинтересованным подразделениям компании необходимы общая основа для сотрудничества и создание будущего всей организации.

- Метод позволяет, включить в эффективную работу всю компанию и разбудить инициативу рядовых сотрудников.  

Appreciative Inquiry Summit

(«Саммит позитивных перемен») 

- Самый широко применяемый и хорошо исследованный метод, направленный на достижение широкого спектра изменений в компании, например, таких, как повышение уровня результативности совместной работы, улучшение корпоративного климата, развитие лидерства, стратегическое планирование, коррекция корпоративной культуры, прояснение корпоративных ценностей, совершенствование бизнес-процессов и т.п.

- Метод предполагает воздействие на элементы структурного и процессного характера в системе компании и в последующем обязательно требует действий по достижению и закреплению изменений. Результатами воздействия на структурные элементы могут служать: разделяемое всеми сотрудниками видение будущего, постановка ясных целей и мотивирующих задач, подходящие члены команды, прозрачно определенные роли (в том числе лидерство), а также ответственность команд, осуществляющих планирование.

- Благодаря данной технологии группа осваивает принятие решений в самоорганизовавшихся командах, управление границами. Кроме того, после саммита сотрудники продолжают взаимодействовать, привлекая к работе других, и могут самостоятельно организовывать и проводить подобные мероприятия, превращаясь в постоянно развивающуюся, самообучающуюся структуру. 

Real Time Strategic

Change

(«Стратегические изменения в реальном времени») 

- Процесс работы группы сотрудников заключается в разработке ценностей и норм, необходимых для достижения задач, стоящих перед компанией; обучении взаимодействию как эффективная команда; приобретении навыков самоорганизации; работе с реальными вопросами своих коллег, которые испытывают влияние данных вопросов.

- Метод применяется, когда необходимо привлечь сотрудников к реализации новой стратегии развития, провести реструктуризацию, перестановки в организационной структуре, изменения в рабочих процессах или корпоративной культуре компании и получить реальный результат.

- Технология позволяет сотрудникам исследовать и устанавливать новые пути ведения бизнеса. Метод стимулирует сотрудников использовать полученные навыки в повседневной деятельности в ответ на разнообразные изменения бизнес-среды, по-новому коммуницировать друг с другом, эффективно принимать решения и продуктивно взаимодействовать. 

Work Out

(«Выход за рамки») 

- Разработка рекомендаций по важным для бизнеса темам межфункциональными и/или межуровневыми группами руководителей и сотрудников, с последующим обсуждение в форме открытого диалога и принятием решения по предложенным рекомендациям.

- Метод используется для разработки инновационных способов взаимодействия, преодоления бюрократизации компании, усовершенствования бизнес-процессов и способности достигать результатов, необходимых компании.

- Технология является наиболее востребованной в случае, когда компании необходимо быстро сделать прорыв и достичь определенного коммерческого результата, создать культуру быстроменяющейся, инновационной организации, предполагающей способность руководителей быстро принимать решения, ведя активный диалог с сотрудниками. 

Динамическая фасилитация 

- Один из подходов к групповой и индивидуальной работе, который является высокопродуктивным и позволяет достигать результата по "нерешаемым" задачам. Путем открытого обсуждения, когда сотрудники говорят о действительно важных для них аспектах, удается добраться до сути интересующего вопроса.

- В данном методе (в отличие от других) нет деления на подгруппы. Для того, чтобы принять участие в обсуждении, не требуется, чтобы сотрудники придерживались каких-то правил и изучали новые способы коммуникации. Есть только одно условие - говорить по очереди.

- Метод применяется, когда есть всем известная общая тема, требующая дальнейшей разработки с последующим решением конкретных бизнес-задач. Благодаря данному методу сотрудники получают больший объем информации, повышают свою компетентность, стремление к сотрудничеству, способность самостоятельно решать сложные проблемы.

Мозговой штурм

- Метод применяется, когда необходимо суммировать имеющуюся информацию + найти новые, «свежие» идеи.

- Метод успешно используется на этапах:

Анализ проблемы:     
1. когда члены группы являются держателями отдельных «фрагментов» информации, необходимых для решения задачи; 
2. когда имеется значительный объем неструктурированной и / или неполной информации;   
3. когда необходимо общее видение /понимание проблемы / ситуации.   

Определение вариантов решения:

1. когда есть четко сформулированная проблема, требующая решения;

2. когда есть необходимый минимум информации для принятия решения.

- Правила проведения:
А. Озвучить для всех правила работы:
Без критики
По очереди
Слушаем других
Все идеи записываются
Нет «плохих» идей, все идеи принимаются
В. Нарушения правил сразу пресекаются (ввести санкции)
С. Поддерживать высокий темп  
Метафорический способ
- Метод применяется, когда группа зашла в тупик или устала, требуется новая форма активности; необходимы новые, «свежие» идеи или нестандартный взгляд на ситуацию; необходимо выявить эмоциональное отношение к вопросу. - Метод успешно используется на этапах: 

Анализ проблемы:     
1. когда члены группы являются держателями отдельных «фрагментов» информации, необходимых для решения задачи; 
2. когда имеется значительный объем неструктурированной и / или неполной информации;   
3. когда необходимо общее видение /понимание проблемы / ситуации.   

Определение вариантов решения:

1. когда есть четко сформулированная проблема, требующая решения;

2. когда есть необходимый минимум информации для принятия решения.

- Правила проведения: 

Участникам фасилитации предлагается представить проблему (тему) в виде какой-либо метафоры.

Примеры:

Нарисуйте эту проблему, как Вы ее видите. Художественные качества изображения не важны, главное – идея, которая за ним стоит.

Нарисуйте собирательный образ идеального менеджера для нашей компании. В рисунке должны быть отражены основные особенности хорошего руководителя. Что он делает?

Представьте нашу компанию в виде дерева. Что будет ее корнями, ветвями, стволом?

Создайте модель…

Опишите… 

Формирование условий
- Метод применяется, когда группа зашла в тупик; «готовые», очевидные решения уже суммированы, необходимо найти новое и/или нестандартное решение.

- Метод успешно используется на этапах:  

Определение вариантов решения:

1. когда есть четко сформулированная проблема, требующая решения;

2. когда есть необходимый минимум информации для принятия решения.

- Правила проведения: 

Фасилитатор предлагает посмотреть на проблему под другим углом, задав более широкие рамки ситуации.

Например, фасилитатор предлагает группе следующие вопросы:

Как эта проблема решается в других странах / в других компаниях / в других подразделениях / другими сотрудниками?

Как эта проблема решалась раньше / в прошлом веке / как бы эта проблема решалась людьми будущего?

Как бы мы могли решить эту проблему в том случае, когда у нас не было бы абсолютно никаких ограничений в ресурсах (временных, человеческих, финансовых, технических…)? 

Поляризация мнений

- Метод применяется, когда необходимо уменьшить/«вылить» негативное отношение к теме, которая будет обсуждаться дальше; необходимо определить пессимистичный и оптимистичный прогноз развития ситуации.

- Метод успешно используется на этапах:  

Анализ проблемы:    

1. когда члены группы являются держателями отдельных «фрагментов» информации, необходимых для решения задачи;

2. когда имеется значительный объем неструктурированной и / или неполной информации;  

3. когда необходимо общее видение /понимание проблемы / ситуации.  

- Правила проведения:  

Фасилитатор делит участников на две группы – «скептиков» и «оптимистов», просит «скептиков» подумать о негативных аспектах обсуждаемого вопроса, «оптимистов» - о позитивных аспектах.

Например:

1. Задание для «оптимистов»: «Опишите, какие возможные выгоды мы получаем от внедрения этого проекта / принятия этой идеи / и т.д. Почему наша компания / наше подразделение уже не может без этого дальше нормально существовать»

2. Задание для «пессимистов»: «Опишите, что мы теряем при внедрении этого проекта / принятии этой идеи / и т.д. Какие негативные последствия могут иметь место?» 

Социометрия

- Метод применяется, когда необходимо определить степень «распределенности» оценок в группе и увидеть «авторство» оценок.

 

- Метод успешно используется на этапах:   

Выбор лучшего варианта решения:     

когда определен перечень возможных вариантов решения, необходимо отобрать лучший/лучшие.

- Правила проведения: 

Каждый член группы кладет правую руку на плечо тому участнику, с чьим мнением он больше всего согласен (в другом варианте – больше всего не согласен).

Отмечается, какие решения набрали больше всего голосов, какие группировки образовались.

Каждый занимает место на шкале, заданной 2-мя полюсами (например, полюс согласия с выбранной проблемой и полюс несогласия).

Голосование

- Метод применяется, когда необходимо суммировать количество голосов; варьировать форму выражения мнения, чтобы не было усталости от однообразия формата.

 

- Метод успешно используется на этапах:    

Выбор лучшего варианта решения:      

когда определен перечень возможных вариантов решения, необходимо отобрать лучший/лучшие.

- Правила проведения:

Каждый участник выражает свое согласие – несогласие с определенным мнением, утверждением оценкой.

Формы голосования

1. Голосование руками

2. Голосование точками

3. Голосование стикерами на континууме или в таблице мнений

4. Голосование «через инвестиции»

5. Голосование «в конверт»

6. Голосование карточками

7. Голосование по схеме, «если не мое решение, то чье» 

SWOT-анализ
- Метод применяется, когда необходимо комплексно рассмотреть сильные и слабые стороны, возможности и угрозы имеющейся системы.

- Метод успешно используется на этапах:  

Анализ проблемы:      
1. когда члены группы являются держателями отдельных «фрагментов» информации, необходимых для решения задачи;  
2. когда имеется значительный объем неструктурированной и / или неполной информации;    
3. когда необходимо общее видение /понимание проблемы / ситуации.    

- Правила проведения:  

1. Не ограничиваться первыми пришедшими в голову идеями, составлять максимально полное описание сильных, слабых сторон, возможностей и угроз.

2. После составления таблицы, проследить внутренние связи: насколько используются имеющиеся возможности, каким образом предотвращаются угрозы. 

Подробнее о SWOT-анализе.

Описание возможных последствий (Дерево решений)
- Метод применяется, когда необходимо построить эффективный прогноз ближайших и отдаленных последствий проблем, оценить их вероятность.

 

- Метод успешно используется на этапах:   

Анализ проблемы:       
1. когда члены группы являются держателями отдельных «фрагментов» информации, необходимых для решения задачи;   
2. когда имеется значительный объем неструктурированной и / или неполной информации;     
3. когда необходимо общее видение /понимание проблемы / ситуации.     

- Правила проведения:  

1. Не «перескакивать» значимые звенья в логической последовательности проблем.
2. Искать неочевидные «ветки».
Диаграмма Исикавы
- Метод применяется, когда необходимо комплексно подумать о ближайших и отдаленных причинах возникшей проблемы, найти корневую причину.

 

- Метод успешно используется на этапах:    


Анализ проблемы:        
1. когда члены группы являются держателями отдельных «фрагментов» информации, необходимых для решения задачи;    
2. когда имеется значительный объем неструктурированной и / или неполной информации;      
3. когда необходимо общее видение /понимание проблемы / ситуации.      
Модерация

- Метод применяется, когда необходимо необходимо: чтобы все участники могли конфиденциально высказать свои идеи; выделить содержательные классы проблем/идей; увидеть специфику решений, которые предлагают разные группы участников; понять, какие группы решений существуют; чтобы изначально участники поработали самостоятельно (избежать «групповых эффектов»)/накопили большее количество возможных решений.

- Метод успешно используется на этапах: 

Анализ проблемы:      

1. когда члены группы являются держателями отдельных «фрагментов» информации, необходимых для решения задачи;  

2. когда имеется значительный объем неструктурированной и / или неполной информации;    

3. когда необходимо общее видение /понимание проблемы / ситуации.    

Определение вариантов решения:

1. когда есть четко сформулированная проблема, требующая решения;

2. когда есть необходимый минимум информации для принятия решения.

- Правила проведения:

1. Каждому участнику выдается несколько стикеров:

Стикеры 2-3 цветов – для того, чтобы увидеть разные аспекты (например, на желтых листочках – положительное, на красных – отрицательное; на желтых листочках – общее для всех, красные – специфическое и т.д.).

Одноцветные стикеры – если хочется рассмотреть вещи одного порядка.

2. Участники работают индивидуально, каждый участник записывает разные решения на разных листочках

3. Стикеры группируются. Варианты:

1) Участники в подгруппах собирают стикеры, затем определяют рейтинг каждого из предложений

2) Участники наклеивают стикеры на флипчарт в соответствии с заданной областью решений (например, решения, относящиеся к работе с персоналом – в область «персонал»; решения, относящиеся к ресурсам – в область «ресурсы» и т.д.)

3) Участники наклеивают стикеры в произвольном порядке, затем фасилитатор группирует стикеры по принципу:

берет первый стикер, относит его к группе А;

затем берет второй стикер, спрашивает участников, можно ли отнести его также к группе А, или это уже другая группа. Если участники говорят о несходстве, фасилитатор относит его к группе Б;
затем берет третий стикер, спрашивает, можно ли его отнести опять же к группе А или Б или это некоторая третья группа? И т.д. 

Фасилитация — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 18 апреля 2018; проверки требуют 3 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 18 апреля 2018; проверки требуют 3 правки.

Фасилита́ция (англиц. от facilitate «помогать, облегчать, способствовать») — стиль управления. Фасилитация отличается от простого управления тем, что её способ не директивный, то есть такой, который не выходит за рамки самоорганизации управляемой системы. Если при традиционных формах управления (например, группой) субъект побуждает её выполнять собственные инструкции и распоряжения, то в случае с фасилитацией её субъект должен сочетать в себе признаки не только функции руководителя и лидера, но и участника групповой динамики. Таким образом в случае фасилитации мы имеем дело с принципиально отличной управленческой ситуацией[1]. Ведущая международная ассоциация фасилитаторов (The International Association of Facilitators[en], IAF), существующая с 1989 года, в настоящее время включает более 1200 членов из 63 стран. Из России в ней в настоящее время зарегистрированы более десяти человек. С 2010 года в Москве проходит ежегодная конференция профессиональных фасилитаторов.

Фасилитаторами называют психологов, консультантов, психотерапевтов, работающих с группами.[2]

Отличие психологической фасилитации[править | править код]

Фасилитация как психологическая техника очень похожа на симбиоз клиент-центрированной психотерапии Карла Роджерса, она так же использует эмпатию, понимание, внимание, безусловное принятие, толерантность, сочувствие со стороны психолога к клиенту, и позитивной психологии, помогает раскрыть в клиенте оптимизм, доверие, и те природные способности человека, которыми он пользуется неосознанно. Отличие от психотерапии Роджерса и позитивной психотерапии в том, что:

  • В случае отказа от прямого управления ситуацией, психолог-фасилитатор переходит на недирективное, коллективное («клиент-психолог») управление ситуацией, что помогает справиться с трудностями клиента.
  • Психолог-фасилитатор использует «позитивную конфронтацию», во взаимодействии между психологом-фасилитатором и клиентом в процессе которой выражается сомнение в ограниченности ресурса клиента или ресурсов совместной работы психолога и клиента.
  • Фасилитативное действие может включать в себя целую палитру как условно негативных, так и условно позитивных состояний (использует любые ресурсы), для достижения поставленной цели.
  • Психолог-фасилитатор и клиент в процессе работы толерантны к неопределённости.
  • Процессинг — это деятельность фасилитатора по изменению клиента; работа с чем-то (проблемой клиента), и его преобразование.
  • Преобразующий процессинг — это система принципов и техник, которые помогают людям изменить свой ум, справиться с неблагополучными сторонами своей жизни и получить в жизни как можно больше того, чего они хотят.[3]

Это деятельность, в ходе которой фасилитатор поощряет человека изменить свои отношения с миром. Эта работа состоит в том, что фасилитатор показывает клиенту, как он представляет себе и структурирует мир, и изменяет это представление на лучшее для клиента.

Всё что фасилитатор говорит и делает, предназначено для того, чтобы начать процесс изменений у клиента и продолжать его до успешного завершения. Мастерство фасилитатора состоит в том, чтобы уметь определить, когда следует начать процесс, как содействовать его протеканию и каковы признаки завершения процесса[4].

Одна из частей преобразующего процессинга — семантический процессинг — это одна из частей преобразующего процессинга, которая ориентированна на реакцию людей по отношению к миру. Семантический процессинг изменяет модель мира в полезном для клиента направлении.

В процессе работы фасилитатора с клиентом происходит личностное изменение. Причём, как клиента, так и фасилитатора.

  • Личностное изменение, в свою очередь, представляет собой некоторую способность, которая может изначально задаваться и развиваться в процессе социализации личности.
  • Если исходить из того, что практически любая группа выступает в качестве открытой динамической и самоорганизующейся системы, которая определяет свои цели и способы их достижения, то обнаруживаем ещё один тип фасилитации, который мы обозначили термином экологическая фасилитация (или экофасилитация).[5]

Психологическая фасилитация — представляет собой процесс управления и одновременно конструкции/реконструкции управляемой системы. При этом данный процесс является вероятностным, нелинейным и необратимым, что соответствует природе личностного изменения. Психологическая фасилитация обусловлена парадоксальным контролем над процессом самореконструкции и самоорганизации открытой динамической системы личности[6].

  1. ↑ Лушин, 2005, с. 259—260.
  2. ↑ Флемминг, 1997, с. 7.
  3. ↑ Флемминг, 1997, с. 8.
  4. ↑ Флемминг, 1997, с. 6-7.
  5. ↑ Лушин, 2005, с. 260.
  6. ↑ Лушин, 2005, с. 264-265.
  • Флемминг Ф. Преобразующие диалоги: учебник по практическим техникам для содействия личностным изменениям = An instruction manual of practical techniques for facilitating personal change : [ориг. изд. 1996] / Фанч Флемминг ; пер. с англ. Д. А. Ивахненко. — Новейшая психология : Ника-Центр, 1997. — 400 с.
  • Лушин П. В. Личностные изменения как процесс: теория и практика. — Одесса : Аспект, 2005. — 334 с.

Фасилитация — Agile Masters

02.02.2018
Комментариев нет
1478

Фасилитация (англиц. от facilitate — помогать, облегчать, способствовать) — стиль управления. Фасилитация отличается от простого управления тем, что её способ не директивный, то есть такой, который не выходит за рамки самоорганизации управляемой системы. Если при традиционных формах управления (например, группой) субъект побуждает её выполнять собственные инструкции и распоряжения, то в случае с фасилитацией её субъект должен сочетать в себе признаки не только функции руководителя, лидера, но и участника групповой динамики.

Фасилитация как психологическая техника очень похожа на симбиоз клиент-центрированной психотерапии Карла Роджерса, она так же использует эмпатию, понимание, внимание, безусловное принятие, толерантность, сочувствие со стороны психолога к клиенту, и позитивной психологии, помогает раскрыть в клиенте оптимизм, доверие, и те природные способности человека, которыми он пользуется неосознанно.

Задача фасилитатора — помочь группе принять совместное решение. Основным принципом группового принятия решения является принцип общей ответственности за результат.

Фасилитация обсуждения это не только принятие решения. Это возможность развития группы, возможность сделать её сильнее и эффективнее.

В групповой дискуссии можно выделить четыре основные стадии, через которые проходит группа:

  • Высказывание разных точек зрения
  • Построение общей платформы взаимопонимания
  • Выработка устраивающих всех решений
  • Завершение дискуссии

Часто бывает, что в процессе обсуждения какой-либо проблемы в группе возникает напряжение и дискомфорт, так называемая «зона плача». Необходимо запомнить, что зона дискомфорта это обычная и естественная часть принятия группового решения. Это прямое и неизбежное следствие существования разнообразных мнений, которые есть в любой группе. Важно научиться преодолевать зону дискомфорта, научить её раскрывать свой огромный потенциал.

Ромб группового принятия решений (бриллиант фасилитации):

Основные ценности принятия совместных решений:

  • Полноценное участие
  • Взаимопонимание
  • Взаимоприемлемые решения
  • Общая ответственность

Миссия фасилитатора — помочь каждому участнику думать наилучшим образом.

В наших статьях мы будем делиться нашими знаниями и опытом на тему фасилитации.

В подготовке статьи использованы материалы из книги Руководство фасилитатора. Как привести группу к принятию совместного решения, Сэм Кейнер, Ленни Линд, Кэтрин Толди, Сара Фиск, Дуэйн Бергер


Алексей Бушманов

Сертифицированный скрам-мастер, тренер и коуч Сфера интересов: Развитие команд и организаций, тренинги и обучение

Рекомендуем посмотреть:

  • Узнать больше
  • Теги
    • О нас

      AgileMasters — это сообщество практикующих скрам-мастеров и аджайл-коучей. Мы используем в своей работе передовые практики и инструменты и с удовольствием поделимся ими с вами

    методика «Идеялог» — Школа Фасилитации Марины Курдовой

    Secret content: методика «Идеялог»

    Специально для участников Форум а Фасилитаторов в Минске 30 ноября 2017 — подарок от Школы Фасилитации — методика технологии Идеолог.

    Идеялог — это технология фасилитированного обсуждения, разработанная компанией  Grape People. Это инструмент запускает в группе интерактивный процесс, основанный на дружелюбной, но конкурентной борьбе за идеи. Фундаментальное правило Идеялога: Крадите с гордостью и удовольствием!

    Методика Идеялога:

    1. Индивидуально (3’-5’)

    • каждый участник составляет максимальный список идей на заданную тему
    • нумерует свой список идей

    2. В парах  (5’-20’)

    • участники читают друг другу список своих идей, поясняют суть
    • слушая других, записывают на свой лист идеи, которые нравятся – «крадут с удовольствием»
    • смена пар – 3-5 раз

    3. В малых группах  (5’-20’)

    • каждый участник формирует список своих топ-5 идей и зачитывает их
    • выслушав всех, участники формируют топ-3/4/5 идей от группы (по заданным критериям)

    4. В общей группе (10’-20’)

    • каждая группа представляет результаты своего обсуждения, складывая общую картину
    • каждый участник может прояснить / конкретизировать непонятное

    Хотите регулярно получать свежий контент по фасилитации?

    Подписаться на e-mail-журнал

    23 Заслуженных зарубежных корифеев тренинга дают советы начинающим тренерам по использованию игр на тренинге.

    Фасилитация

    Фасилитация (от англ. facilitate - помогать) - это форма групповой работы для выработки решений повышенной сложности, либо повышенной важности.

    Фасилитатор, в отличие от тренера, не является экспертом и не обучает участников, а предоставляет им специальные технологии групповой работы для создания необходимого продукта. Фасилитатор помогает группе, сопровождая поиск решения.

    Целью работы фасилитационной группы может быть решение любого производственного или бизнес-вопроса, разработка стратегии деятельности компании и др.

    Фасилитатор направляет работу участников, модерирует результаты и следит за выполнением участниками заданных технологией правил.

    Технологии фасилитации:

    "Open Space Technology"

    "Динамическая фасилитация"

    "Грейп-коктейль"

    "Идея-лог"

    "Интернациональное кафе"

    "Scamper" и другие

    Бизнес-тренер Анатолий Шаульский

    23 Идеи на тему: "Как провести игру"

    В течение нескольких последних лет мы просили дизайнеров обучающих игр дать совет нашим новичкам. Мы опросили 23 дизайнеров. И вот что получилось.

    Алан Ростайн

    Начните с малого. Выберите одну-две игры, в которых вы себя чувствуете более-менее уверенно, и проведите их. Поделитесь своими инсайтами и мыслями с участниками. Затем попробуйте игры, о которых вы только слышали или прочитали. Одна из важнейших компетенций фасилитатора – способность провести новую игру практически без подготовки и репетиций.

    Алан Рихтер

    Фасилитаторы – это прежде всего хорошие коммуникаторы, проактивные проектировщики и на первый взгляд люди, повернутые на слушании. Под проактивностью я подразумеваю способность предвосхитить потенциальные вопросы, предусмотреть возможные трудности для участников и возможное сопротивление. Хорошие фасилитаторы также помнят о тайминге – когда переходить от одного этапа к другому и когда закончить игру.

    Билл Мэтьюз

    Меньше – это на самом деле больше. Я не люблю, когда игр много, но выбираю игры, оказывающие наибольший эффект. И предпочитаю игры с простыми инструкциями и шагами.

    Крис Сэгер

    Я не использую игры. Я использую учебный опыт с высокой степенью вовлеченности. Или Обучающий Опыт, Основанный на Действии.

    Я задаю следующий вопрос: «Полетели бы вы с пилотом, который учился летать только в классе? Или вам хотелось бы, чтобы он хотя бы попрактиковался на летном тренажере?»

    Чак Уэйд

    Отвечая, фасилитатор должен уметь задать следующий вопрос. Деятельность на тренинге эффективна только тогда, когда на дебрифинге участники говорят: «Ага!!!». Восприимчивый участник должен быть способен развернуться на 180 градусов.

    Кларк Олдрич

    Никогда не используйте фразу «использование игр». Заказчики этого не любят. Если вы апробируете учебную симуляцию, не грузите участников фразами: «Мы апробируем новую программу. Что вы о ней думаете?» Вместо этого скажите: «Это то, что критично для вашего развития. Мы внимательно наблюдаем за вашим прогрессом. Дайте мне знать, как еще я могу помочь вам». И тогда вы получите обратную связь гораздо лучшего качества. Иначе люди будут оценивать новую технологию по критериям старой.

    Дэвид Блум (Д-р Клю)

    Не поддавайтесь искушению вести людей «к успеху». Участие в хорошей игре, часто с сильными позитивными или негативными эмоциями, дает самый лучший обучающий эффект. Отойдите в сторону, устранитесь, доверьтесь тщательно спланированному игровому процессу.

    Деб Кальдерон

    Возможно, со мной согласятся не все, но я думаю, что в проведении игры многое зависит от личности и стиля. В игре важен энтузиазм и доверие группы. Важно также найти правильную, подходящую к моменту игру. И если вы используете собственные игры, то вы действительно понимаете, в какой момент и каким образом ее использовать. Плавно интегрируйте игры в другие виды деятельности. Не начинайте с фразы: «А теперь мы поиграем в увлекательную игру». Сочетайте ваши виды деятельности таким образом, чтобы участники не поняли, когда игра началась, а когда закончилась.

    Всегда разбирайте свой опыт и повышайте кредит доверия к себе как к предметному эксперту и опытному фасилитатору. Участники должны понимать, что вы используете игру потому, что это самая оптимальная стратегия, а не потому, что вы просто некомпетентны или ленивы.

    Денис Медоуз

    Мне нравится «Правило десяти» Дика Дюка. Нужно провести игру минимум 10 раз, прежде чем вы ее действительно поймете. Это действительно правда, но: я по-прежнему учусь и адаптирую игры, которые я проводил уже свыше 100 раз.

    Эллен Кей Герке

    Ищите менторов и наблюдайте за ними, наблюдайте, наблюдайте! Ищите действительно полезное обучение – не гонитесь за сертификатом, что вы что-то там закончили (но по-прежнему не обладаете никакими навыками). Просите совета. Будьте искренни, идите вперед и экспериментируйте. Но будьте правдивы с людьми о том, что вы действительно знаете. Не лукавьте. Люди считывают ваше лукавство, и оно сводит на нет все учебное пространство, дизайн игр и обучение от души. Люди отзывчивы на искренность и профессионализм.

    Будьте включены в процесс. Осознавайте все, что происходит между вами и группой и внутри группы, на всех уровнях – ментальном, физическом, социальном и эмоциональном. Доверяйте сердцу больше, чем голове.

    Джон Слей

    Вводите игры мимоходом, как часть учебного процесса. Не рекламируйте их заранее. Никогда не говорите: «Позже мы посмотрим, как все эти навыки будут использованы, когда мы примем участие в финальной игре».

    Никогда не теряйте из виду учебный результат. Вам не нужно сообщать участникам, что это будет за результат. Но сами вы постоянно должны помнить о нем.

    Всегда проводите дебрифинг. Дебрифинг - это возможность связать опыт с концепциями и принципами. Не предполагайте, что это произойдет само собой. Не вытягивайте из них выводы, просто выводите их наружу.

    Джошуа Рейд

    Не переусердствуйте. Если вы решили использовать в программе игры, начните с небольшой 5-минутной игры. Если она пройдет хорошо, попробуйте что-то более сложное и длительное. Прежде чем ходить, научитесь ползать.

    Ларри Липман

    Лучше меньше, да лучше! Знайте как следует несколько игр и быстро подстраивайте их под меняющиеся потребности ваших участников. И лучше, если физических предметов будет поменьше (на тот случай, если авиакомпания потеряет ваш багаж, а рано или поздно так и будет).

    Лива Чан

    Мой первый совет: убедитесь, что вы действительно играете в игру. Посмотрите, какую реакцию вы хотите получить в результате игры, чему вы хотите научить участников. Акцентирует ли игра внимание на конкретном понятии? Можете ли вы увеличить или сократить игру? Каковы возможные препятствия и что вы предпримете для их устранения?

    Наконец, будьте сами эмоционально включены в игру. Нет ничего хуже, чем каменное лицо фасилитатора во время игры. Вам стократно вернется то, что вы спланировали. Если вы сами будете энтузиастом, ваши участники тоже будут на пике энтузиазма.

    Лес Лаубер

    Протестируйте игру на ком-нибудь, прежде чем использовать ее в тренинге. Если можно, проиграйте ее с людьми, близкими в вашей целевой аудитории. Подумайте о доступности игры – доступна ли она людям с ограниченным зрением, слухом, речью, другими ограничениями? Адаптируйте инструкции под различные стили обучения: напишите письменные инструкции для людей, которым важно прочесть, прежде чем понять, объясните шаги тем, кто учится слушая, продемонстрируйте шаги тем, кто привык копировать других.

    Позвольте игре жить своей жизнью. Доверяйте участникам – они возьмут из игры то, что им нужно, а не обязательно то, что считаете для них полезным вы. В то же время не позволяйте игре заходить слишком далеко. Когда люди слишком увлекаются соревнованием, они могут разрушить отношения.

    Лоррейн Юкенс

    Многое зависит от группы. Вы должны постоянно помнить о том, что как бы тщательно вы ни планировали, на любой сессии все может пойти не так, потому что многое зависит от особенностей конкретной группы. Если вы будете все время помнить об этом, то ваша нервозность со временем уйдет.

    Мэттью Рихтер

    Вот ключи к эффективной фасилитации: гибкость, желание «отпустить» игру ради обучающего эффекта, доверие к способности участников получить этот эффект, способность видеть, что происходит на самом деле, способность к эффективному дебрифингу.

    Пэтти Шанк

    Не называйте их играми – многие взрослые думают, что в игры играют только дети (это в корне неверно… но от восприятия никуда не денешься). Назовите их обучающей деятельностью и используйте их для симуляции ситуаций из реальной жизни, из практики участников. Так, например, если вы обучаете онлайн бизнес-этике, такой деятельностью может стать выработка общего мнения о том, как поступить в конкретной ситуации.

    Роджер Гринуэй

    Имейте в репертуаре широкий выбор инструментов и техник для обеспечения контраста, разнообразия и стимуляции. Варьируйте темп. Для глубокого и детального исследования используйте скоростные поисковые техники. Давайте участникам время на подготовку, если вы хотите чего-то более глубокого, нежели просто спонтанных реакций.

    Будьте как можно более открыты в том, что вы просите людей сделать и зачем. И если вы затрудняетесь, то попросите помощи у самих участников. Не позволяйте играм мешать процессу. Свободная дискуссия в ее лучшем исполнении – это блестящая дебрифинговая техника. А в худшем случае она только дискредитирует дебрифинг.

    Соня Рибо

    Используя игры, верьте в то, что в ваших участниках зажжется искра. В глубине души играть хотят все. Помните, что, как и все остальное, игра призвана дать клиентам решение, удовлетворяющее их потребностям. Сконцентрируйтесь на результатах и используйте язык клиента. Если слово «игра» не соответствует культуре вашего клиента, просто называйте ее «деятельность».

    Стелла Тинг-Туми

    Запомните и усвойте цели, инструкции и дизайн игры. Сначала попрактикуйтесь в проведении игры в удобной для пользователя обстановке. Тем не менее, вам не нужно всегда заранее озвучивать цели игры. Иногда этот подходит портит весь эффект.

    Стив Шугар

    Протестируйте вашу игру на дружественной группе. Хорошая идея – протестировать курс в местном университете, т.к. студенты вытерпят все ради окончания курса. Попробуйте простые версии длинной игры, чтобы понять, как пойдет игра и как отреагируют участники.

    Не бойтесь неудач: менее чем успешная игра может сопровождаться искусным дебрифингом и стать ценным учебным опытом. Если нужно, назовите игру «упражнением» или «деятельностью», и тогда вы получите поддержку будущих участников и их руководителей. Начните с простых, безопасных и проверенных упражнений и постепенно расширяйтесь.

    Татьяна Колову

    Готовьтесь, готовьтесь, готовьтесь! Ведение хорошей игры – это опыт гибкости. Для того чтобы быть на шаг впереди ваших участников и в то же время оставаться полностью вовлеченным в процесс их обучения, вам нужно четко знать ваши цели, процесс, инструкции, вопросы для дебрифинга и ключевые учебные выводы.

    Подготовка должна идти как на ментальном, так и на физическом уровнях. Если у вас есть коллеги или друзья, на которых вы можете попрактиковаться, используйте такую возможность. Даже если ваши «подопытные кролики» представляют собой плюшевые игрушки в детской вашего ребенка, вам все равно нужно пройти весь процесс подготовки.

    Фасилитация

    Чтобы успешно решать конкретные, насущные задачи или проблемы, которые есть уже сейчас либо могут возникнуть в обозримом будущем, можно проводить специально организованные и подготовленные мероприятия по совместному поиску эффективных решений. Такие мероприятия основаны на использовании методов и технологий фасилитации, и в зависимости от задачи могут проводиться, на пример, в форме workshop (воркшоп), мастерской, круглого стола, стратегической сессии.

    Приемы и методы фасилитации позволяют организовать эффективную работу группы, облегчают взаимодействие между ее членами, стимулируют совместную выработку идей, на основе которых затем разрабатывается реалистичный план/стратегия. При этом фасилитация не влияет на содержательную сторону обсуждаемых проблем, что позволяет использовать ее компаниям, независимо от их размера и сферы деятельности.

    Технологии фасилитации разнообразны, предполагают использование как привычных фасилитационных инструментов, таких, как мозговой штурм, модерация, так и элементов World Cafe, Open Space и других. Инструменты фасилитации хорошо комбинируются с методами активного обучения, такими, как деловые игры и другими.

    Для проведения таких мероприятий приглашается фасилитатор - специалист по организации эффективной групповой работы, владеющий технологиями управления дискуссией, способствующий недирективной и качественной коммуникации между членами группы, проявляющий доброжелательность, настойчивость и нейтральность. Продолжительность мероприятия с использованием фасилитации составляет от 2 часов (мини-формат) до 4 дней (глубокое погружение в проблему). Любые вопросы и предложения по организации воркшопов, фокус-групп, стратегических сессий Вы можете задать здесь, или написать сюда, и я обязательно свяжусь с Вами.

    Примеры задач, при решении которых стоит использовать фасилитацию:

    1. Задачи, связанные с решением конкретных актуальных проблем. Например,

    Как снизить уровень жалоб на качество продукции?

    Как удержать клиентов в условиях сокращения расходов за сервис?

    Как открыть свое дело при минимальном стартовом капитале?

    2. Задачи перспективного развития. Например,

    Что из имеющихся перспективных разработок взять в производство? На какой продукт делать ставку в ближайшие несколько лет?

    Мы хотим стать инновационной компанией, но не знаем, с чего начать

    Как выстроить единую политику работы с кадровым резервом холдинга, используя опыт отдельных предприятий

    Модерация и фасилитация. Технологии вовлечённости. Технологии групповой работы

    Целевая аудитория

    • Тренеры
    • Специалисты по обучению персонала
    • Team-лидеры
    • Продвинутые менеджеры.

    Цель мероприятия

    Освоить работающие приёмы фасилитации для повышения эффективности проведения обучающих мероприятий, креативных сессий, групповой работы.

    Программа

    Фасилитационная сессия "Вовлекай на 100%!" :

    • Основные принципы фасилитации. Роль фасилитатора.
    • Динамика группового принятия решений.
    • Популярные методики фасилитации.
    • Сессия пройдёт с применением и последующим разбором методик:
    1. Welcome.
    2. Грапе Коктейль.
    3. Артефакт.
    4. Трейлер.
    5. Me We Us.
    6. Идеялог.
    7. Говорящая дверь.

    Фасилитационная сессия "Чем больше, тем эффективнее!" :

    • Технологии вовлеченности для больших групп (50–150 человек).
    • Сложности управления большими группами.
    • "Фишки" для достижения различных целей.
    • Сессия пройдёт с применением и последующим разбором методик:
    1. ORID.
    2. World Caf?
    3. Мерседес.
    4. Галерея идей.
    5. 3 Корзины.

    Фасилитационная сессия "Наш опыт — наше богатство:

    • Технология работы с коллективной мудростью.
    • Сессия пройдёт с применением и последующим разбором методики:
    1. Ретроспектива проекта.
    2. 5 почему.
    3. Светофор.
    4. Дорожная карта.

    Подготовка к практикуму: 

    • Написание сценариев фасилитационной сессии в мини-группах.

    Практикум:

    • Отработка навыка проведения фаслилитационных сессий.

    Закрытие: 

    • Что осталось "за кадром".
    • "Фишки" в работе фасилитатора.
    • Подведение итогов.
    • Ответы на вопросы.

    Обратите внимание!

    Вы можете заказать эту программу в форматах:

    • Корпоративное обучение
    • Индивидуальное обучение
    • Модульное обучение
    • Skype консультация.

    Дополнительная информация

    Обучение проходит в режиме фасилитационных сессий, где в процессе групповой работы участники делают для себя открытия в рамках заявленной темы, изучают техники фасилитации. По окончании тренинга практикуются в использовании этих техник и навыков профессионального управления групповой работой.

    Три простых коктейля на виски — The Village

    В прошлые выходные в Петербурге прошел третий этап одного из самых важных конкурсов бартендеров Diageo Reserve World Class Россия. В качестве судьи на финальный этап прилетела победительница прошлого года, канадка Кейтлин Стюарт, которая рассказала The Village, как приготовить дома три простых коктейля на виски и удивить своих гостей, не прилагая особых усилий. У коктейлей по факту нет названия, так как Кейтлин предлагает научиться мешать напитки из тех продуктов, которые можно найти на любой кухне, а по желанию даже заменить на свой вкус.

    Виски — 50 мл

    Долька грейпфрута

    Мед — 2 ст. л.


    Способ приготовления:

    С дольки грейпфрута срезать кожуру — ее нужно отложить, а саму мякоть положить в стакан. Добавить две ложки жидкого меда и перемешать, чтобы фрукт отдал немного сока. Залить виски, кинуть щепотку соли и снова перемешать. Добавить лед и шкурку грейпфрута. Перелить в стакан и сбрызнуть соком кожуры от фрукта.

    Лимон — 1/4 шт.

    Сироп «Эрл грей» — 3 ст. л.

    Биттер

    Виски — 50 мл


    Способ приготовления:

    Чтобы приготовить сироп «Эрл грей», нужно в равных пропорциях смешать сахар и заваренный чай с бергамотом. Довести до кипения, а затем остудить. Срезать шкурку с лимона, выдавить лимонный сок в стакан. Затем залить две столовые ложки сиропа, добавить три капли ангостуры (если дома нет, то можно обойтись и без). Залить шот виски, добавить лед, перемешать и сбрызнуть шкуркой лимона.

    Бурбон или виски — 50 мл

    Сахарный сироп с корицей — 2 ст. л.

    Грейпфрут — 1/4 шт.

    Лимон — 1/4 шт.

    Биттер

    Белок 1 яйца


    Способ приготовления:

    Чтобы приготовить сироп с корицей, нужно в равных пропорциях смешать сахар и воду, добавить пару ложек корицы, довести до кипения и остудить. Выжать сок из лимона и грейпфрута, добавить две столовые ложки сиропа и пару капель биттера. Опять же, можно обойтись и без него. Добавить 50 миллилитров виски или бурбона и белок. Взбить — для этого подойдет спортивный шейкер или обычный миксер. Сбрызнуть стакан соком шкурки грейпфрута. Посыпать корицей.


    Фотографии: обложка – sarymsakov.com – stock.adobe.com, 1 — topntp — stock.adobe.com, 2, 3 — Francesco Italia — stock.adobe.com


    Смотрите также