Напитки

Справка: использование фосфорной кислоты при производстве напитков

Эллер Константин Исаакович,
Доктор химических наук, профессор, руководитель лаборатории аналитических методов исследования ФГБНУ Научно-исследовательского института питания 
Справка: использование фосфорной кислоты при производстве напитков
Фосфорная кислота является разрешенной пищевой добавкой с индексом Е338 – регулятором кислотности. 

Согласно действовавшим до 1 июля 2013 г. в Российской Федерации санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам СанПиН 2.3.2.1293-03 «Гигиенические требования по применению пищевых добавок» фосфорная кислота разрешена к применению в качестве регулятора кислотности в безалкогольных напитках на уровне не более 700 мг/л в перечете на фосфорный ангидрид, что соответствует примерно 0,1%-ному раствору фосфорной кислоты. Аналогичная норма для фосфорной кислоты установлена вступившим в силу 1 июля 2013 г. техническим регламентом Таможенного союза ТР/ТС 029/2012 «Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств», Приложение 15. Этими же документами разрешается применение фосфорной кислоты в молоке стерилизованном и заменителях женского молока до 1000 мг/л. Эти гигиенические нормативы для фосфорной кислоты соответствуют и требованиям международного стандарта Кодекса Алиментариус.

Концентрация фосфорной кислоты в напитках типа «кола» составляет величину около 600 мг/л, что соответствует установленным требованиям пищевого законодательства. Кислотность такого напитка вполне физиологична (рН 2,8-3,0). Для сравнения кислотность, например, желудочного сока в 50 – 70 раз выше. Поэтому неправомерно говорить о сколько-нибудь значимом «закислении» организма в связи с потреблением безалкогольных газированных напитков. Следует добавить, что приведенное автором публикации сравнение свойств концентрированной технической фосфорной кислоты с разбавленными растворами пищевой фосфорной кислоты в безалкогольных напитках является абсолютно безграмотной профанацией и может быть квалифицировано как недобросовестное введение потребителя в заблуждение.